Баня-Экстерт

С момента выхода на информационный рынок "Военно-промышленный курьер" уделял приоритетное внимание проблемам реформирования и совершенствования системы управления оборонно-промышленным комплексом России как основы поддержания оборонного потенциала страны. Проблемы государственного регулирования ОПК рассматривались, в частности, в статьях бывшего председателя Комитета Государственной Думы по обороне генерала армии Андрея Николаева ("Государственный протекционизм", "ВПК" № 6, 2003 г.), военного экономиста Дмитрия Веретенникова ("Вертикаль управления", "ВПК" № 15, 2003 г.), руководителя Департамента военных программ и международных договоров Минэкономразвития России Валерия Субботина ("Перспективы Гособоронзаказа", "ВПК" № 6, 2004 г.) и начальника вооружения Вооруженных Сил РФ - заместителя министра обороны генерал-полковника Алексея Московского ("Уверенность в завтрашнем дне", "ВПК" № 9, 2004 г.).

В данном контексте представляется весьма актуальным проанализировать преобразования, происходящие в правительстве РФ, с точки зрения практического решения проблем оборонно-промышленного комплекса, а также повышения эффективности государственного регулирования и управления.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Выступая в июле 2003 г. на встрече с руководством палат Федерального Собрания, правительства, президиума Госсовета, лидерами фракций и ведущих общественных организаций президент России Владимир Путин выделил три стратегические задачи развития страны: удвоение ВВП, преодоление бедности и модернизацию Вооруженных Сил. Причем особо президент подчеркнул тот факт, что преодоление бедности и модернизация Вооруженных Сил находятся в прямой зависимости от роста экономических показателей. Экономика стабильно и достаточно бурно растет шестой год подряд, однако кардинальное перевооружение ВС РФ, только и способное придать должную динамику развитию оборонно-промышленного комплекса, так и не стало приоритетной задачей правительства Михаила Касьянова, отправленного в отставку накануне 14 марта. Вместе с тем многими российскими и западными экономистами признается факт положительного влияния наращивания в разумных пределах государственных инвестиций в оборонный сектор на динамику экономического роста, обусловленный мультипликативным эффектом воздействия приоритетного развития высокотехнологичных отраслей ОПК. Кроме того, это могло бы позволить приступить к ликвидации сложившегося в последнее десятилетие сырьевого перекоса в структуре отечественной экономики.

Как уже отмечалось, Государственные программы вооружения на 1996-2005 и 2001-2010 гг. в силу очевидно недостаточного финансирования так и не смогли обеспечить условий для начала кардинального перевооружения армии и флота и вывода "оборонки" из глубокого системного кризиса. По мнению многих руководителей и специалистов ОПК, с началом реформирования оборонно-промышленного комплекса наша страна опоздала как минимум на 10 лет. Принятые в 2002 г. "Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу" и федеральная целевая программа "Реформирование и развитие ОПК, 2002-2006 гг." обозначили лишь самые общие подходы к проведению реформ. Фактически лишь благодаря экспортным контрактам на поставки вооружений в Китай, Индию и ряд других стран отчасти удалось решить задачу сохранения научно-производственного и кадрового потенциала отрасли.

Основные проблемы ОПК известны: слабая государственная поддержка и абсолютно недостаточное государственное финансирование, громоздкая и неэффективная система управления оборонным заказом, отсутствие четкой вертикали государственного управления военно-технической политикой, оборонными НИОКР и производством в рамках Государственной программы вооружения.

Обеспечение безопасности страны является одной из важнейших функций любого государства. Проводимая политика всемерного и бездумного сокращения сферы влияния государства на экономику со скудными статьями федерального бюджета вряд ли может считаться продуктивной. Финансовые ресурсы, выделяемые на военные НИОКР, закупки и ремонт ВВТ, существенно меньше того объема средств, который необходим в настоящее время для перевооружения армии и флота. Если при разработке ГПВ 1996-2005 отчисления на национальную оборону планировались в размере от 3,6 до 5,2% ВВП, в начале 1998 г. распоряжением Бориса Ельцина доля предельных бюджетных отчислений была ограничена 3,5% ВВП, реально же они не превышали 2,3-2,8%. В соответствии с принятым федеральным бюджетом в 2004 г. расходы на национальную оборону составят 2,69% ВВП, прогнозируемого Минэкономразвития России, а с учетом очевидно заниженного прогноза экономического роста - не более 2,5%. Наличие 23 государственных заказчиков (только по линии Минобороны России финансируется 3400 НИОКР) затрудняет исключение параллелизма и концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях.

УПРАВЛЕНИЕ ОПК

Вопросы строительства и технического оснащения Вооруженных Сил, напрямую подчиняющихся Верховному главнокомандующему - президенту России, находятся фактически в полной зависимости от решений правительства РФ в лице Министерства экономического развития и торговли, отвечающего за формирование оборонного заказа, и Министерства финансов, обеспечивающего финансирование ГОЗ. Фактическими хозяевами оборонно-промышленной базы и результатов оборонных НИОКР являются Министерство федерального имущества, Министерство юстиции и ФАПРИД. И, наконец, административное управление оборонными предприятиями осуществляют Министерство промышленности и науки и оборонные агентства. Существенное влияние на развитие предприятий отрасли оказывают региональные власти. В то же время основной потребитель продукции ОПК - Минобороны России - лишен в условиях ограниченного и неритмичного финансирования гособоронзаказа эффективных механизмов управления оборонными НИОКР и производством. В целом, планирование и реализация планов технического оснащения Вооруженных Сил фактически полностью зависят от экономического блока правительства. Ответственности за выполнение Государственной программы вооружения и гособоронзаказа ни один из федеральных органов исполнительной власти не несет. Генеральный штаб определяет потребности ВС РФ в вооружении, Минобороны разрабатывает федеральную Государственную программу вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждаемую президентом, Минэкономразвития разрабатывает проект гособоронзаказа, Министерство финансов планирует государственные расходы на оборону в рамках разрабатываемого бюджета на очередной финансовый год, и выделяет МО РФ средства на разработку и закупки ВВТ. Минобороны России осуществляет заказ и финансирование НИОКР, закупок и ремонта ВВТ по мере поступления финансовых средств от Минфина.

Таким образом, приходится констатировать, что реальные рычаги управления ОПК (в условиях рыночной экономики - финансовые) находятся в руках Минфина, не несущего ответственности за поддержание обороноспособности страны. Генеральный штаб, определяющий потребности в ВВТ, фактически не способен оказывать существенного воздействия на процесс планирования технического оснащения Вооруженных Сил, поскольку Государственная программа вооружения разрабатывается не столько на основе пусть даже минимально достаточных потребностей армии и флота, сколько на прогнозах финансирования военного ведомства, осуществляемых Минэкономразвития и Минфином.

В целом, система управления оборонным промышленным комплексом остается излишне громоздкой, ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает за ОПК в целом. Сделанные в последнее время первые шаги в направлении совершенствования системы управления важны, но должны быть дополнены мероприятиями, позволяющими в рамках административной реформы завершить формирование жесткой вертикали государственного управления военно-технической политикой.

НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО - СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Что изменилось в плане управления ОПК с вводом новой структуры правительства РФ? Согласно Указу президента "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" созданы два управленческих блока федеральных органов власти. В первый (силовой) блок включены федеральные министерства, службы и агентства, включая Министерство обороны и Министерство юстиции, руководство деятельностью которых осуществляет Владимир Путин, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

В состав Минобороны России включены преобразованные из комитетов при МО РФ Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. По вопросам оборонных НИОКР и производства ВВТ Минобороны России контролирует деятельность включенных в состав Министерства промышленности и энергетики Федерального агентства по промышленности и Федерального космического агентства.

Второй блок (социально-экономический) включает федеральные министерства, находящиеся в ведении правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. В этот блок включены непосредственно влияющие на функционирование ОПК Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, а также Министерство промышленности и энергетики, в структуре которого образовано Федеральное агентство по промышленности, которому переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемых Российского агентства по боеприпасам, Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по системам управления и Российского агентства по судостроению, а также преобразуемого в Федеральное космическое агентство Российского авиационно-космического агентства в сфере авиации.

Объединение всех оборонных агентств, в принципе, приветствуется специалистами ОПК, поскольку, в конечном счете, речь идет о сложных системах вооружения, в разработке и производстве которых задействованы, как правило, предприятия 2-3 агентств, и с точки зрения координации усилий в рамках программ создания ВВТ новых поколений обеспечивается большая эффективность работы.

В целом, за счет укрупнения министерств несколько сократилось количество федеральных органов исполнительной власти реально управляющих ОПК. Тем не менее, главная черта предыдущей системы управления - разделение федеральных органов исполнительной власти, регулирующих деятельность ОПК, на два блока, управляемых президентом и председателем правительства, - сохранилась.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ

В условиях разделения федеральных органов исполнительной власти на два блока остро ощущается отсутствие единого координационного органа управления оборонным комплексом, полномочного принимать ответственные решения по техническому оснащению Вооруженных Сил и реформированию ОПК. В этом плане многими экспертами и специалистами предлагается воссоздать при президенте РФ Военно-промышленную комиссию, призванную стать высшим государственным органом, ответственным за формирование военно-технической и промышленной политики, реформирование Вооруженных Сил, ОПК и системы военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами.

Крайне необходима концентрация властных полномочий государства, как в плане административного управления создающимися оборонно-промышленными холдингами, так и управления принадлежащими государству материальными и нематериальными активами ОПК, а также программно-целевого управления военным производством в рамках оборонного заказа, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества.

Очевидно, что проблемы "оборонки" и ВС РФ тесно переплетены, что без совместных усилий Минобороны России, ОПК и нового состава Федерального Собрания по существенному наращиванию финансирования технического оснащения войск кардинально изменить ситуацию ни в армии, ни в оборонной промышленности не удастся. Дальнейший перенос сроков начала полномасштабной разработки ВВТ новых поколений и перевооружения на новую боевую технику, обусловленный явно недостаточным финансированием оборонного заказа, чреват необратимыми последствиями, прежде всего неизбежным снижением обороноспособности страны и недопустимой деградацией ОПК. Очевидно, что без всестороннего согласования ГПВ с мобилизационными планами и экспортными программами невозможны поставки в войска новых вооружений по доступным ценам, поскольку содержание избыточных производственных мощностей и дорогостоящее мелкосерийное, по сути штучное, производство ВВТ экономически неэффективны.

Учитывая тот факт, что 2005 г. - срок готовности ГПВ-2015, такие фундаментальные вопросы, как оценка реальных потребностей Вооруженных Сил в новых ВВТ и финансовых ресурсах, необходимых для их приобретения, следовало бы детально рассмотреть на Совете безопасности РФ уже в первой половине 2004 г. Пора вернуться к нормальному процессу военного планирования. Прежде всего, определяются потребности обороны, на следующем этапе - финансовые возможности государства и ОПК по их выполнению.

Успешная реализация военно-технической политики России существенным образом сдерживается не всегда оправданными экономическими ограничениями. Ситуация, сложившаяся с формированием Государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа не может быть признана нормальной. Планирование гособоронзаказа на уровне 2,7% ВВП, осуществляемое на основе явно заниженных прогнозов экономического развития Минэкономразвития, ведет, в конечном счете, к реальному выделению на финансирование национальной обороны не более 2,5% ВВП, что в лучшем случае обеспечивает лишь возможность модернизации ВВТ, закупавшихся в 1980-х гг.

Недопущение катастрофического обвала боевого состава Вооруженных Сил к 2015-2020 гг. требует, согласно расчетам независимых экспертов, безотлагательного наращивания финансирования национальной обороны как минимум до 4% ВВП при условии реализации установки президента Владимира Путина на удвоение ВВП. Дальнейшее затягивание с началом кардинального перевооружения на новую технику чревато недопустимо высокой нагрузкой на экономику в период 2010-2015 гг., когда для поддержания минимально допустимого уровня обороноспособности страны придется выделять на национальную оборону до 5-6% ВВП.

Как ни велико значение военного экспорта для сохранения научно-производственного потенциала оборонных отраслей, основа функционирования ОПК любого государства - оборонный заказ, поскольку и экспортный потенциал определяется, в конечном счете, наличием внутреннего заказа. Опыт мировой торговли таким специфическим товаром, как оружие, свидетельствует о малой эффективности маркетинговых усилий, направленных на продвижение на внешний рынок ВВТ, не закупаемых для своих Вооруженных Сил. Отсутствие ясной перспективы по программам создания вооружений новых поколений в интересах Минобороны России, способных стать мощным катализатором интеграционных процессов, ощутимо сдерживает реформирование ОПК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация широкомасштабных национальных программ приобретения в интересах Минобороны России ВВТ новых поколений создаст оптимальные условия для становления мощных российских оборонных холдингов и существенно облегчит им процесс выстраивания отношений долгосрочного, равноправного сотрудничества с корпорациями зарубежных стран, в том числе Запада.

Несмотря на промахи и ошибки, допущенные в ходе адаптации ОПК к рыночным условиям, научно-производственный и кадровый потенциал отрасли в основном сохранен. России удалось восстановить свои позиции на мировом рынке оружия. Главное, в чем сегодня остро нуждается оборонный комплекс - это эффективное государственное управление и адресная государственная поддержка, включая налоговые преференции.

Решение этих фундаментальных вопросов крайне осложнено несовершенством нормативно-правовой и законодательной базы (требуется внесение принципиальных изменений в десятки законодательных актов Российской Федерации). В условиях очевидного дефицита времени наиболее целесообразным представляется вариант разработки конституционного закона о реформировании оборонного комплекса страны и его функционировании в переходный период, строго регламентирующего отчисление на нужды национальной обороны как минимум 4-4,5% ВВП с возможностью финансирования гособоронзаказа за счет дефицита федерального бюджета, а также прочих направлений государственного регулирования и государственной поддержки ОПК, включая регулирование процессов приватизации.

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Расположенная на берегу трёх океанов, объединяемая великими реками, озёрами, Россия ныне основательно работает над собой и, одновременно, активно участвует в строительстве более позитивной системы международной жизни.

Ведущие страны мира, в число которых по праву входит Россия, под диктовку глобальных процессов, будут формировать новую общую платформу международной безопасности и новую концепцию использования ресурсов океанов.

Без флота, оборона, экономика России, защита и продвижение национальных интересов в мире невозможны. Это доказано веками, со времён Петра Великого и подтверждается современностью.

Размышляя по многоплановой теме отечественной морской силы, акцент в данной статье, в основном, делаю на военной составляющей. Благодаря ВМФ, Россия четвёртый век является океанской державой. Стратегическое океанское значение ВМФ России заключается не только в том, что часть российской ядерной триады находится на подводных ракетоносцах, но и в том, что, как и ранее морские, океанские походы кораблей нашего ВМФ, кораблей Морской Пограничной береговой охраны вызывают значимый позитивный резонанс в разных регионах мира. Один характерный пример. Недавно вернулся из похода отряд кораблей Тихоокеанского флота во главе с ракетным крейсером «Варяг», во время которого наши моряки посетили — Индонезию, Филиппины, Сингапур, Вьетнам, Китай, Южную Корею. Этот поход вызвал как большой положительный интерес к флоту, к России, так и стремление ряда стран опираться на Россию в интересах безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Хотя понятие Российский Флот объединяет самодостаточные части: ВМФ России, Морская Пограничная береговая охрана, Морской (транспортный), Рыбопромысловый, Речной флота, Судостроительная и судоремонтная промышленность, Морская наука, эти составляющие взаимосвязаны. И когда мы слышим, что Россия может строить, использовать подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые АПЛ и этим как бы, и ограничиваются наши исключительные достижения в мировом кораблестроении некоторыми оценщиками и т.п. Но это же не так!

Только Россия строила и строит атомные ледоколы всех классов. И благодаря отечественным ледоколам более полувека эксплуатируется круглогодично Северный морской путь и развиваются арктические регионы России. Эта работа делается и с пользой для нашего Отечества, и в интересах всего мира. Создание и эксплуатация уникальных глубоководных опускаемых аппаратов научно-исследовательского Флота России, которое длится уже много десятилетий, также является уникальным явлением. Эта выдающаяся научно-техническая программа служит национальной и мировой науке.

Через два года с небольшим человечество будет отмечать 200-летие открытия русскими моряками Антарктиды — самого южного континента нашей планеты. Героические экипажи «Востока» и «Мирного» были военно-морскими, но в состав первооткрывателей в 1820 году входили учёные и представители русской культуры. Кстати, в первой половине 19 века, Россия отправила около 40 кругосветных экспедиций, больше чем Англия и Франция вместе взятые.

29 июня 2017 г. впервые в нашей стране отмечается День кораблестроителя, который установлен постановлением Правительства России. Отсчёт российского государственного судостроения начинается с царского Указа Алексея Михайловича, отца Петра Великого, положившего в 1667 г. начало строительству первого русского корабля «Орёл». Этому особо-значимому промышленному, военно-морскому, словом, историческому событию в этот день исполняется 350 лет.

На основании многовековых и современных факторов, самой жизнью утверждено: Россия — океанская держава. И национальные морские, океанские интересы постоянны, не зависят от политического строя в нашем Государстве Российском.

Современная обстановка вокруг морских, сухопутных и воздушных границ России заставляет и нынешнее поколение властей, наше общество быстрыми и разумными темпами, наряду с экономикой, наукой, развивать флот, армию и ОПК.

Все, кто объективен, видят, что политический класс, интеллектуальные центры США, работают судя по всему на то, чтобы Россия, Китай, Европа не смогли усилиться геополитически, экономически, и американцы пытаются остановить стремление других значимых игроков стать более самостоятельными центрами мирового влияния. А значит, США будут втягивать страны в решение навязанных конфликтов — в Сирии, Ираке, на Корейском полуострове, в Южно-Китайском море, в регионе Аравийского полуострова, в других районах.

Американская политика экономического давления, военного шантажа по всему миру — миру уже давно надоела. В России, конечно, многие видят конкурента, но и понимание, что наша страна, хочет сосредоточиться на внутреннем развитии, не ждут экспансии по-американски. Вот почему здравомыслящие власти, элиты многих стран рассчитывают на справедливую роль России на мировой арене.

Россия объективно уже играет роль справедливого, сильного арбитра. Это глобальное и необходимое позиционирование для международной, а значит и для национальной безопасности возможно только при наличии сильного, сбалансированного, в том числе и авианосцами нового типа, флота.

Политический класс США пытается влиять на ход мировых событий, но сейчас они ищут новые инструменты для своей, по-прежнему, выгоды.

В целом провальная, для мировой безопасности, для выстраивания позитивных международных отношений, политика четырёх последних президентов США привела к тому, что мировой терроризм разрастается. А реальных союзнических отношений под разными предлогами США, Запад не хотят выстраивать с Россией в борьбе с глобальной угрозой.

Складывается впечатление, что и новые власти США будут действовать только в эгоистичных, экономических интересах. Майский визит Трампа в Саудовскую Аравию выделяется подписанием военно-промышленного контракта на 110 млрд. долларов. Если эти соглашения будут реализованы, то американский ВПК, получит действительно рекордный импульс для усиления.

Ястребиная суть военно-политической системы США будет развиваться и далее на основе политики использования военной, морской силы по всему миру пока не закончатся у американцев ресурсы.

О новых и прогнозируемых угрозах. Политические силы ряда стран, словно, считающие себя умнее, хитрее всех, судя по известным факторам, намерены использовать новый инструмент геополитики — терроризм на морских, океанских коммуникациях, в водах прибрежных государств, как в тактических, так и в стратегических целях.

Опасное, критического уровня давление на Россию возможно, если США, благодаря новым технологиям далеко вперёд обойдут нас по военно-стратегическому паритету. К примеру, если будут действительно созданы гиперзвуковые летательные аппараты. Судя по американской концепции быстрого глобального удара, США могут применять такое оружие для опережающих, разоружающих целей. Для этих и подобных задач американцы проектируют, строят корабли с рельсотронами, лазерным вооружением. Россия же может принуждать к миру, в том числе, и потенциальных стран-агрессоров, террористов, если только имеет мощный флот и другие военные ресурсы.

Понимание того, что нападение на Россию, это самоуничтожение собственной страны останавливало и останавливает вот уже более 70 лет потенциального агрессора от войны с нашим Отечеством. Готовность России наказать — убедительный аргумент для особо наглых.

И если бы не эффективное участие Российского флота, армии, авиации в войне с международным террористическим интернационалом в Сирии, и если бы не решающая поддержка своего союзника — властей, народа Сирии в этой войне, разве выросла бы роль России в мире до самого высокого геополитического значения?!

Участие нашей страны в борьбе с глобальным терроризмом, масштабная искренняя поддержка союзников на Ближнем Востоке, позволяет Российскому флоту, армии, авиации развиваться на новых качественных основаниях.

За многие десятилетия советских времён, отечественный флот никогда не применял крылатые ракеты с надводных кораблей и подводных лодок, авиацией в международных конфликтах, войнах. Это позволяли, в основном, американцы, руководствуясь своими интересами, а не интересами международной безопасности. А мы — на полигонах упражнялись.

Активное, масштабное и боевое задействование флота в ближневосточном процессе урегулирования сделало учёбу и подготовку кораблей, моряков действительно к тому, что необходимо на войне.

Сейчас в экипажах кораблей, самолётов рассуждают о реальном использовании всего комплекса флотского вооружения и техники, если это необходимо в национальных интересах и ради общемировой безопасности, как новой норме в ходе действительно боевой подготовки. Никакой условности, никаких военно-морских игр на картах. Хотя и такие тренировки осуществляются сегодня.

В штаб-квартире Общероссийского Движения Поддержки Флота и во время встреч на кораблях, в штабах, морских вузах, общаясь с офицерами различных рангов, с адмиралами, вижу, что настрой у флотского народа совершенно отличается в позитивную сторону, оттого что было 10-15 лет назад. Сегодня хорошо чувствуется, что офицеры, адмиралы думают, действуют в координатах реальной боевой подготовки флота, в условиях морских, океанских походов и задач. Ранее же большая часть службы у многих офицеров, адмиралов уходила на решение, образно говоря, социально-бытовых или ремонтно-технических вопросов.

Будучи Депутатом Государственной Думы России от Мурманской области в 2007-2011 годах, мне постоянно приходилось заниматься наряду с «выбиванием» денег за исполненный гособоронзаказ для судоремонтных, судостроительных заводов Кольского полуострова, «выколачивания» средств для военных городков, занимался регулярно решением вопросов, к примеру, жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей. Нерешенность этих проблем казалась тогда вечной и угнетающе действовала на флот.

Сегодня проблемы — это проблемы развития. И к сожалению они почти все начинаются с качества (!) диалога, обсуждения на заседаниях военных советов, коллегий, на офицерских собраниях в кают-компаниях, на правительственных совещаниях. Суть этих проблем заключается в том — что объективно является приоритетом в развитии флота и какие ресурсы необходимы для успешной реализации заявленных программ и проектов?!

Неприемлемы условия военно-морской службы, управления, когда в стратегическом или краткосрочном планировании проявляются шараханья и метания.

Среди основных проблем нашего ВМФ — медленное обновление инфраструктуры флота, есть военно-морские базы, к примеру, Город воинской славы Полярный, где нет до сих пор полноценных причалов. Надо срочно выделить средства на создание современной инфраструктуры в главном вузе ВМФ России — в Военно-Морской Академии имени Н.Г. Кузнецова.

Как ни странно, в сухопутных округах Вооруженных Сил России за последние 2-3 года создана или создается, модернизируется новая инфраструктура.

Решая задачу по пополнению ВМФ России качественным и количественным корабельным составом как с обычным вооружением, так и с ядерным, эту госпрограмму можно решить только через реальное, а не мнимое взаимопонимание между флотом и судостроительной промышленностью, и всеми предприятиями ОПК. И не под жёстким временным давлением вышестоящего начальства, или вынуждающих обстоятельств, хотя в сфере этих взаимоотношений: флот — промышленность, всегда есть естественные дискуссии, противоречия и в нашей стране, и за рубежом. Такова социальная и экономическая природа этой сферы.

И чтобы сегодня, и в перспективе на кораблях, подводных лодках, в морской авиации, и в морской пехоте с береговыми войсками действительно собираемся работать на развитие боевых и технических характеристик вооружения, техники, на новом технологическом уровне, необходимо позитивное взаимодействие между флотом, промышленностью, разработчиками и вместе с наукой.

Без позитивной интеграции флота и судостроения, науки, нацеленной на перспективу — Россия будет отставать по использованию морского потенциала.

Объединение возможностей отечественного кораблестроения и ВМФ — это основа и для продвижения военно-технического сотрудничества на морском, океанском направлении с другими странами. Судостроительная промышленность России помогла создать флоты Китаю и Индии. Две самые густонаселенные страны мира — Индия и Китай заимели военные флота благодаря России. Главное — чтоб на пользу народам этих стран и международной безопасности. Объединенная судостроительная корпорация и другие предприятия корабелов, проектантов ныне набирают мощные обороты, несмотря на сложные финансовые, иные условия существующие в экономике нашей страны, и готовы решать масштабные государственные задачи.

Если в тяжелое для страны время, российские судостроители помогли создать флоты другим государствам, то родному Отечеству при соответствующих стимулах, наши корабелы в течении ближайших 10-20 лет способны построить новый океанский военный и гражданский флот, флот 21 века.

Условия успешной реализации той или иной программы, о которых говорю — в первую очередь, даже не финансовые, а управленческие, если глубже — мировоззренческие, кадровые. Сколько было потрачено сил, времени, да слава богу помогли внешние обстоятельства, чтоб в наш ВМФ не поступили разорительные и бессмысленные французские мистрали. Всего несколько лет назад, военные начальники с большими звёздами на погонах публично расхваливали импортные танки, бронетранспортёры и т.п., унижая отечественные боевые машины.

Нынешнее время развития отечественной промышленности, судостроения демонстрирует и кардинально новое для нашей страны — Дальневосточный Центр судостроения и судоремонта ведёт огромной важности работы по созданию производственного комплекса для строительства буровых платформ, мощных транспортных судов, линейки другой продукции, предназначенной для гражданского и военного флота.

В начале 90-х годов, когда мы с группой единомышленников создавали наше Движение, Россия была ослабленной страной, и находилась в начале поиска лучшего пути внутреннего развития, но мировые проблемы не отпускали. И было всем, добросовестно-мыслящим, видно, что без мощного флота, армии, авиации, наша страна, находясь на берегу океанов, в центре Евразии могла сама стать территорией, на которую хотели покуситься более мобилизованные, в широком смысле, соседи по планете.

А ныне, даже без выдающейся экономики (ещё поборемся за успех на этом направлении), в обстановке жесточайшей конкуренции, точнее истеричной борьбы Запада против России, но с усиливающимся флотом, армией, развиваем свою страну и по-прежнему являемся в числе стран-лидеров, влияющих на выработку курса международного развития.

Михаил Петрович Ненашев — председатель

Общероссийского Движения Поддержки Флота,

капитан 1 ранга запаса,

кандидат политических наук

Родился 15 февраля 1960 года в городе Рига Латвийской ССР в семье военнослужащего. Русский. В 1982 году окончил Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского.

Проходил службу в частях Военно-воздушных сил (1982-1984 гг.), Главном штабе ВВС (1984-1987 гг.), Генеральном штабе Вооруженных Сил (1987-1994 гг.).

Воинское звание – полковник запаса. Награжден именным оружием.

С 1994 года – военный обозреватель «Независимой газеты». В 1995 году выступил одним из инициаторов создания еженедельника «Независимое военное обозрение». Автор свыше 500 статей по вопросам военной реформы, военного строительства, стратегических ядерных сил, ситуации в оборонно-промышленном комплексе, борьбы с терроризмом, деятельности спецслужб. В качестве военного корреспондента выезжал в служебные командировки более чем в 40 стран мира.

В 2003 году, выражая протест против антигосударственной информационной политики «Независимой газеты», принадлежавшей олигарху Борису Березовскому, обратился к журналистам «Независимого военного обозрения» с предложением уйти из редакции, был полностью поддержан коллективом.

В 2003-2009 гг. – главный редактор еженедельника «Военно-промышленный курьер». С 2006 года – издатель журнала «Национальная оборона». С 2010 года – директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО).

Член Общественного совета при Министерстве обороны РФ.

Награжден Грамотой Службы внешней разведки «За большой личный вклад в укрепление и развитие взаимодействия с СВР России», Почетной грамотой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, грамотами министра обороны РФ, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главнокомандующего Сухопутными войсками, командующего Ракетными войсками стратегического назначения, грамотой Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации, грамотой Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ.

Неоднократно поощрялся приказами министра обороны РФ и главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ. Лауреат премий Союза журналистов Москвы и России.

Награжден знаком Королева и знаком Гагарина Федерального космического агентства, серебряной медалью имени генерального конструктора ракетно-космической техники академика В.Ф. Уткина, знаком «За заслуги перед авиацией» Военно-воздушных сил России, знаком отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации», знаком «За отличие в службе ВВ МВД России» 1 и 2 степени, знаком «80 лет Пограничным войскам».

Русским биографическим институтом удостоен национальной премии «Человек года – 2005» в номинации «Оборонно-промышленный комплекс».

Семья

Отец - военнослужащий.

Женат, есть сын.

Биография

Родился 15 февраля 1960 года в Риге, Латвийская ССР. Русский. В 1982 году окончил Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского.

В 1982-1985 годы проходил службу в ремонтной мастерской ВВС в поселке Вельяминово Московской области, служил в строевых частях ВВС СССР.

С 1985 года служил в Главном штабе ВВС СССР на Узле комплексного технического контроля, 406-я лаборатория Главного штаба ВВС.

В 1987-1994 год проходил службу в Генеральном штабе Вооруженных сил СССР, затем - РФ.

В 1989 был назначен начальником группы 1-го отдела 992-го Центра комплексного технического контроля Генштаба .

Обстоятельства увольнения 34-летнего Коротченко из Генштаба в 1994 году не ясны, по возрасту он не подходил под отставника.

По данным СМИ, Коротченко был уволен в звании подполковник по подпункту 2Г пункта 2 статьи 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В те годы это означало, что "военнослужащий перестал отвечать установленным к нему законом требованиям ".

СМИ предположили, что Коротченко, согласно заключению аттестационной комиссии, перестал соответствовать должности по морально-психологическим качествам.

Был членом КПСС с 1982 по 1991. Имеет воинское звание - полковник запаса .

С 1994 года работает военным журналистом в "Независимой газете" , ведет постоянную рубрику "Войны и армии", инициирует выпуск "Независимого военного обозрения" , привлекает на страницы издания широкий круг авторов из Министерства обороны РФ, СВР, ГРУ, ФСБ и ФАПСИ.

В 1995 году разрабатывает военный раздел предвыборной программы Конгресса русских общин на выборах в Государственную Думу. В 1996 году участвует в разработке предвыборной президентской программы Александра Лебедя .

В 2003 году, выражая протест против антигосударственной информационной политики "Независимой газеты", принадлежавшей олигарху Борису Березовскому , обратился к журналистам "Независимого военного обозрения" с предложением уйти из редакции и, как сказано в его официальной биографии, был полностью поддержан коллективом.

В 2003-2010 годах - был главным редактором еженедельника "Военно-промышленный курьер" . Покинул свой пост со скандалом, широко освещавшимся в прессе.

В середине 2000-х годов создал интернет-портал Оборона.ru, с целью и продвижения министра обороны и первого вице-премьера РФ Сергея Иванова , которого прочили в президенты России.

Публиковался под псевдонимами, "Василий Касарин", "Игорь Юрьев", "Максим Исаев".

Удостоен премии Русского биографического института "Человек года-2005" .

С 2006 года издатель и главный редактор журнала "Национальная оборона" . Считается экспертом в области мирового рынка экспорта вооружений.

Коротченко - директор Центра анализа мировой торговли оружием . Он написал свыше 500 статей по вопросам военной реформы, военного строительства, стратегических ядерных сил, ситуации в оборонно-промышленном комплексе, борьбы с терроризмом, деятельности спецслужб. Как журналист побывал в более чем 40 странах мира.

Был председателем Общественного совета при Минобороны РФ с 8 февраля 2012 по 24 апреля 2013 года.


Является членом Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации. Эксперт-консультант Общественной палаты РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса, член Центрального совета ДОСААФ России .

Имеет много поощрений министерства обороны РФ и главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ.

Лауреат премий Союза журналистов Москвы и России.

Постоянный участник разнообразных телепрограмм и шоу в качестве военного эксперта и аналитика.

В сентябре 2015 года на конференции в Луганске Коротченко заявил: "Украина проводит политику государственного терроризма в отношении своего бывшего востока. Лидеры в Киеве, которые отдавали приказы, должны быть привлечены к международному суду, как военные преступники. Это касается и господина , , украинских военных, которые выполняли преступные приказы", - сказал эксперт. - Все симпатии России с Донбассом. Рассчитывайте на мощное плечо России", - обратился Коротченко к аудитории.

Скандалы, слухи

Есть сведения, что официальная биография Игоря Коротченко и реальная сильно расходятся между собой.

Так, в официальной биографии в 1982-1985 гг. Игорь Коротченко проходил службу в ремонтной мастерской ВВС в поселке Вельяминово Московской области, причем эта мелкая мастерская в его биографии разрастается до масштабов крупного авиаремонтного завода, а его незначительная должность – до начальника ведущего отдела этого завода.

Затем (в 1985-1989 гг.) он проходил службу на Узле комплексного технического контроля, 406-я лаборатория Главного штаба ВВС. Это – очень небольшое подразделение, отвечающее за безопасность связи, причем служил Коротченко, отнюдь не начальником узла.

Первое существенное повышение произошло в 1989 году – Коротченко был назначен начальником группы 1-го отдела 992-го Центра комплексного технического контроля Генерального штаба . Скорее всего под его началом находилось 1-2 военнослужащих. В этой должности Игорь Коротченко пребывал до 1991 года.

Затем он был перемещен на должность начальника группы технического контроля. Следовательно, в зените своей офицерской карьеры Коротченко занимался прослушкой.

Обычно на шестом-седьмом году офицерской службы перспективный офицер поступает в военную академию вида Вооруженных Сил. С Коротченко этого не произошло (хотя в официальной биографии есть туманное утверждение об учебе в Академии им. Фрунзе ). А это говорит только об одном – офицер считался неперспективным и по службе характеризовался в целом отрицательно.

В 1994 году офицерская карьера Игоря Коротченко внезапно завершилась. Он был уволен в звании подполковник (по другим данным - майор) по подпункту 2Г пункта 2 статьи 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В 1994 г. это означало: "Если военнослужащий перестал отвечать установленным к нему Законом требованиям ". Иными словами, это самая дискредитирующая статья, по которой только мог быть уволен офицер из Вооруженных Сил. О моральном облике Игоря Коротченко выразительнее всего, наверное, говорит тот факт, что сослуживцы-офицеры за неблаговидные поступки не редко били Коротченко по лицу. На службу майор Коротченко был вынужден ходить с синяками.

После увольнения из Вооруженных Сил ему долгое время не хотели давать заграничный паспорт. Начальник радиоэлектронной борьбы Генерального штаба в середине 1990-х гг. (которому подчинялся ЦКТК), потрясая стопкой бумаг, где описывались неблаговидные поступки Игоря Коротченко, кричал: "И этому подонку вы хотите дать загранпаспорт?! ".

Несведущим людям Коротченко обычно представляется – полковник запаса Генштаба. Или полковник запаса РВСН . Периодически объявляет себя выпускником Военной академии им. М. В. Фрунзе, которую он, разумеется, никогда не заканчивал.

Реммастерская ВВС и узел (центр) комплексного технического контроля – подразделения крайне незначительные по своей численности, поэтому сослуживцев Коротченко встретить очень трудно. Это дает Коротченко простор для легенд о собственной службе в Вооруженных Силах.

По словам Игоря Коротченко: "В 2003 году, выражая протест против антигосударственной информационной политики "Независимой газеты", принадлежавшей олигарху Борису Березовскому, обратился к журналистам "Независимого военного обозрения" с предложением уйти из редакции, был полностью поддержан коллективом ".

Журналисты "Независимой газеты" знают, что никакого протеста Игорь Коротченко в газете никогда и никому не выражал. В газете он занимался тем, что разводил на деньги генеральных директоров предприятий оборонно-промышленного комплекса, чем и заслужил прозвище "мистер тысяча долларов" . Ибо ни за один вопрос, связанный с ОПК, Коротченко не брался до тех пор, пока ему не была обещана минимум данная сумма (тысяча долларов, кстати, совсем не маленькие деньги для второй половины 1990-х гг.).

В 2003 году ушел заместитель ответственного редактора "Независимого военного обозрения" Сергей Сокут . Коротченко рассчитывал, что эту должность предложат ему. Однако этого не произошло. Зато в "Военно-промышленном курьере", Игорь Коротченко за считанные дни сожрал главного редактора Анатолия Докучаева и путем интриг и был утвержден главным редактором. В этой должности он преуспел: не смог сделать по-настоящему интересной и востребованной газеты. Зато он всячески прославлял Сергея Иванова как возможного следующего президента России. Этому и была подчинена вся деятельность Игоря Коротченко. Говорят, что в дружеском кругу Коротченко мечтал, что Сергей Иванов станет президентом, а Коротченко за оказанные услуги – министром обороны. По другой версии, изложенной самим Коротченко, – за содействие в избирательной кампании Сергея Иванова ему был обещан пост генерального директора 1 ТВ-канала.

Этим же целям был подчинен журнал "Национальная оборона" , который начал издавать Коротченко под псевдонимом Василий Касарин . Случай даже для нашего времени уникальный – издание журнала под псевдонимом. Журнал закрывался, но недавно его выпуск был возобновлен. На страницах этого издания опять кого-то прославляют, причем исключительно для решения личных проблем Игоря Коротченко.

Пиару Сергея Иванова был подчинен и созданный под руководством Игоря Коротченко портал Оборона.ру . Во главе – с таинственным Василием Касариным. После избрания президентом Дмитрия Медведева портал прекратил свое существование. Причем, как только Сергей Иванов сошел с дистанции, как потенциальный президент России, Игорь Коротченко мгновенно потерял интерес к своему сюзерену.

В конце 2009 году за проступки, диаметрально расходящиеся с общепринятыми нормами морали и нравственности, Игорь Коротченко был изгнан с поста главного редактора газеты "Военно-промышленный курьер".

Крайне озлобленный случившимся, Коротченко развязал настоящую информационную войну против своего бывшего работодателя, излив на него потоки грязи, подавая это как борьбу с коррупцией в оборонно-промышленном комплексе.

В результате многоходовых комбинаций и разного рода подношений Коротченко стал членом Общественного совета при Минобороны РФ. То есть, обустроить армию советует человек с весьма посредственной армейской карьерой, изгнанный из Вооруженных Сил по дискредитирующей статье.

В армии Коротченко не командовал даже взводом, в ОПК никогда не работал, причем даже на рядовых должностях. Для смутных времен и для современной российской действительности, наверное, и этого достаточно, чтобы быть экспертом-аналитиком Общественной палаты при президенте РФ по вопросам ОПК. Впрочем, сам Игорь Коротченко утверждает, что против него в СМИ намеренно используют инструменты "чёрного пиара", публикуя изобличительные статьи. Свою честь он готов защищать в суде.


Популярный военный эксперт и кандидат от партии "Родина" Игорь Коротченко в конце августа 2016 года неожиданно предстал перед избирателями в образе Терминатора, или, как минимум, американского летчика из фильма "Топ Ган".

В ходе дебатов Коротченко изменил свой имидж, и после 30 августа предстает перед избирателями и конкурентами по дебатам исключительно в кожаной куртке и темных очках-капельках.

Россия не отстает от Соединенных Штатов в вопросах создания гиперзвукового оружия. Об этом в понедельник в эфире телеканала "Россия-1" заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. В мае прошлого года его оценки были диаметрально противоположными - тогда Рогозин говорил, что отставание существенное.

По словам вице-премьера, не является секретом, что и Россия, и США ведут исследования в области гиперзвуковых технологий. Дмитрий Рогозин подчеркнул, что "мы идем нос в нос с американцами по этим технологиям".

В прошлом году его оценки были менее оптимистичными. В ходе посещения государственного машиностроительного конструкторского бюро "Радуга" имени Березняка в мае прошлого года, Дмитрий Рогозин заявил, что существующие разработки позволят США уже к 2015-2018 годам обзавестись гиперзвуковыми боевыми ракетами. Что представляет "особую опасность с точки зрения обороноспособности нашей страны".

Тогда Дмитрий Рогозин заявил, что Россия существенно отстает в этой области от Соединенных Штатов. Но он напомнил, что с 2009 года по заказам российского министерства обороны работы в области гиперзвуковых системы были возобновлены. По словам вице-премьера, проведение этих работ позволит заложить основу для создания конкурентноспособных образцов гиперзвукового оружия.

Напомним, в США работы по созданию гиперзвуковых ракет ведут в рамках программ X-51, Falcon и еще нескольких. А в конце августа нынешнего года генеральный директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов заявил, что в России создана гиперзвуковая ракета, но ее полет пока длится не дольше нескольких секунд.

Высказывались предположения, что он имел в виду крылатую ракету Х-22 "Буря", которая входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22. Ракета была принята на вооружение в 1971 году. Впрочем, это только догадки - Борис Обносов, разумеется, в деталях о ракете не рассказывал.

По мнению экспертов, у России есть возможности на равных с США вести разработки в области военных технологий. Однако они разошлись в оценках масштабов этих возможностей.

Главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко полагает, что в настоящее время Россия обладает возможностями вести разработки военных технологий на равных с США. "Это касается разработок в области боевой авиации, комплексов противовоздушной и противоракетной обороны и т.д.", - сказал он "Правде.Ру".

"Разумеется, мы при этих работах исходим из собственного понимания места и роли данных систем вооружения. Но тем не менее, потенциал есть, он активно развивается при поддержке военно-промышленной комиссии при правительстве России и Фонда перспективных исследований", - подчеркнул Игорь Коротченко.

"Конечно, бюджеты несопоставимы. У американцев огромные, у нас достаточно ограниченные. Но, думаю, в пределах даже тех бюджетных ассигнований, которые выделяются, мы сможем создавать системы вооружения, которые будут надежно обеспечивать безопасность России", - считает главный редактор журнала "Национальная оборона".

По мнению военного эксперта Бориса Подопригоры , запас прочности, достигнутый во времена СССР, в целом позволяет сохранять паритет по сей день. "В принципе - и это признают американцы - паритет, достигнутый к началу 80-х годов, в целом сохраняется. По всем принципиальным направлениям военной деятельности между Россией и Соединенными Штатами", - сказал он "Правде.Ру".

А главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский полагает, что на равных конкурировать принципиально невозможно - прежде всего из-за разницы в бюджетах. В первую очередь тех, что выделяются на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

"По ключевым направлениям мы по некоторым равенство сохраняем, по некоторым - отстаем. Не секрет, что по каким-то отстаем еще со советских времен. Это касается прежде всего компонентной базы в сфере электроники, это касается некоторых аспектов информационных технологий, это касается робототехники", - сказал он "Правде.Ру".

"По другим направлениям, в частности по гиперзвуку, мы пока действительно можем конкурировать на равных", - подчеркнул Виктор Мураховский.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Баня-Экстерт