Баня-Экстерт

Характеристики материалов, применяемых для производства корпусов часов, их плюсы и минусы. Применение нержавеющей стали, латуни, алюминия, пластмассы, титана в корпусах.

Для часов материал, идущий на изготовление корпуса, является таким же важным, как и сам механизм.

Защиту механизму от попадания пыли и повреждений обеспечивает корпус, поэтому он обязан быть прочным и сделанным из материала высокого качества.

Сталь нержавеющая

Данный материал имеет наиболее высокие характеристики, поэтому, в большинстве своем, известные фирмы-производители часов применяют именно его.

Надежные часы с мировым именем отличает прочность и долговечность. Стоимость подобных часов может достигать заоблачной высоты, и это притом, что нержавеющая сталь — весьма доступный материал.

Латунь

Довольно прочный, высококачественный материал, часто применяемый для производства корпусов. Его характеристики схожи с нержавеющей сталью, хотя прочность чуть ниже.

Латунные часы, как и часы из стали-нержавейки, слегка тяжеловатые, что представляет собой единственный недостаток данного материала.

Алюминий

Как правило, алюминий применяется в недорогих часах, поскольку качество его довольно низкое. Корпус из алюминия мягок, непрочен и не защитит часы от ударов.

Также данный материал пачкает кожу, на ней остаются темные отметины. Чаще алюминиевые сплавы применяют китайские производители для производства низкокачественных часов.

Пластмасса

Сделанные из пластмассы часы могут оказаться очень дорогими, хотя бывают и очень дешевые.

Многие из известных брендов производят часы из пластмассовых сплавов высокого качества, которые, при этом, ещё и безвредны. К таким часам прилагается сертификат, который подтверждает качество материала корпуса.

Одновременно, китайскими производителями дешевых часов в своем производстве интенсивно применяются пластмассы.

Лучше подобных часов избегать, из-за того, что помимо недолговечности их отличают еще и не высокое качество.

Бывают даже случаи возникновения аллергии на материалы, из которых сделаны китайские низкокачественные пластмассовые часы.

Титан

Весьма интересным материалом является титан, который правда, теперь редко применяется для выпуска часовых корпусов, поскольку его обработка довольно длительна и требует усилий.

Завод «Полет» был самым известным производителем часов, облекаемых в титановый корпус. Теперь титановые корпуса почти не встретить.

Чистый титан заменяют сплавами, позволяющими выпускать для часов легкие корпуса. Главное преимущество титана и сплавов на его основе — абсолютная безвредность для организма их химических составов.


Технология получения золота, серебра и платины и и палладия из различных радиодеталей, а также часов, перечень радиодеталей содержащих золото и платину и многое другое.

В этой статье пойдет речь о том как можно получить золото и другие драгоценные металлы из старых радиодеталей и часов.

Материалы вошедшие в сборник:

Технология получения золота и платины из различных радиодеталей, а также часов;

Технологии получения серебра, золота, платины из радиодеталей;

Свойства металлов;

Радиодетали, содержащие платину и палладий;

Немного о методах извлечения платины и палладия;

Радиодетали, содержащие золото;

Методы извлечения золота из радиодеталей;

Методы извлечения серебра из радиодеталей;

Коротко о рентабельности;

Формулярное содержание драгоценных металлов, в разъемах и соединениях;

Формулярное содержание драгоценных металлов в некоторых разъемах;

Еще немного о народных методах извлечения драг металлов из радиодеталей;

Получение серебра из радиодеталей;

Способы извлечения золота и платины из старых радиодеталей.

Технологии получения серебра, золота, платины из радиодеталей

Свойства металлов Медь - пластичный и легко полирующийся металл, с плотностью 8,9 г/см3; tпл = 1084 °С; теплопроводность 330 ккал/мг °С; удельное электрическое сопротивление 0,0175 Ом*мм2; атомная масса 63,57; в химических соединениях, входящих в состав электролитов, медь одновалентна или двувалентна. Эл.хим. эквивалент 2,372 и 1,186 г/Ач; стандартный потенциал +0,34 В.
Серебро - ковкий пластичный металл, плотность 10,49 г/см3; tпл = 960,5 °С. Полированная поверхность обладает отражающей способностью до 98 %. Атомная масса 107,88; стандартный электродный потенциал +0,81 В его электрохимический эквивалент 4,025 г/Ач. Золото - ковкий и пластичный металл. Обладает низкой твердостью. Плотность золота 19,3 г/см3; tпл = 1063,4 °С. Атомная масса 197,2. В соединениях золото одновалентно и трехвалентно. Одновалентное золото имеет нормальный потенциал +1,5 В; трехвалентное +1,38 В. Электрохимический эквивалент для одновалентного 7,357 г/Ач, трехвалентного 2,45 г/Ач.
Платина - серебристо-серый металл, плотность 21,4 г/см3; tпл = 1773,5 °С. Атомная масса 193,23; теплои электропроводность платины приблизительно в шесть раз ниже, чем у серебра. В соединениях главным образом четырехвалентна. Эл.хим. эквивалент 1,82 г/Ач. Палладий - серебристо-белый металл, плотность 12 г/см3; tпл = 1154 °С. Электропроводность почти в два раза ниже, чем у серебра, но в отличие от серебра она почти неизменна в течении времени, даже при нагревании до 300 °С. Атомная масса 106,7;. В соединениях главным образом двухвалентна. Эл.хим. эквивалент 1,99 г/Ач. Стандартный электродный потенциал +0,83 В.

Радиодетали, содержащие платину и палладий

Список радиодеталей, содержащих платину и палладий, достаточно велик, поэтому приведем наиболее интерессные: Конденсаторы: КМ-3, КМ-4, КМ-5, КМ-6; К10-17, К10-23; К52-1, К52-7, К52-7; ЭТО-1, ЭТО-2, ЭТО-3;трубчатые конденсаторы КТ; ЭТ; К53-1, К53-6, К53-7, К53-10, К53-15, К53-16, К53-17, К53-18, К53-22, К53-25, К53-28, К53-30, а также конденсаторы болгарского производства.

Резисторы:

ПТП-1, ПТП-2; ПЛП-2, ПЛП -6; ПП3-40, ПП3-41, ПП3-43, ПП3-44, ПП3-45, ПП3-47; ППМЛ-И, ППМЛ-ИМ, ППМЛ-М, ППМЛ-В; КСП-1, КСП-4; КСУ-1; КСД-1; КПУ-1; КПП-1; КПД-1; КП-47; РС; СП5-1, СП5-2, СП5-3, СП5-4, СП5-14, СП5-15, СП5-16, СП5-17, СП5-18, СП5-20, СП5-21, СП5-22, СП5-24, СП5-37, СП5-39, СП5-44; СП3-39 (до 86 г); СП3-19, Сп3-44.


Переключатели

ТВ1, ТВ; П23Г; ПГ2-5, ПГ2-6, ПГ2-7, ПГ2-10; П1Т3-1В; ВД; ПР2-10; ПКН-8; ПТ9-1; ПТ13-1; ПТ23-1; ПТ25-1; П1Т4; ПТ-8; ПТ6-11В; ПТ19-1В; ПТ33-26; ПТ-57; МП7Ш; В3-22; ПП8-6; ПГ43; ППК2; ППК3.


Разъемы

СНП59-64В, СНП59-96Р; ГРППМ7-90Ш, ГРППМ7-90Ш; РППГ 2-48 (с контактами стального цвета) и другие


Данный список вы можете продолжить самостоятельно. Для этого можете просмотреть паспорта на радиоаппаратуру и радиодетали, а также в специальной литературе по радиотехнике.

Немного о методах извлечения платины и палладия.

Снять платину с радиодеталей можно при погружении их в платиновый электролит в качестве анодов.

Электролит: Платина в пересчете на металл 15-25 HCL (1,19 г/см3) 100-300
РН не выше 2,2. Плотность тока 3,6 А/дм2. Температура 45-75 °С.

В общем, как видите, сделать это в домашних условиях, без специального оборудования, достаточно сложно. И я не советую заниматься извлечением платины и палладия самостоятельно. Да и сбыть платину и палладий, в отличие от серебра и тем более золота, достаточно трудно. Намного выгоднее и проще, в данном случае, перепродавать детали, содержащие платину и палладий крупным оптом. Кстати покупателей можно поискать в Интернете.

Радиодетали, содержащие золото.

Золото содержится в огромном количестве радиодеталей, в некоторых открыто, в других скрыто под корпусом (как правило, медным), встречаются и комбинации первых двух.

Золото содержится в основном в отечественных радиодеталях (особенно много его в радиодеталях советского периода), в импортных если оно и содержится, то в очень малых, мизерных количествах.

Более подробно о радиодеталях, содержащих золото, вы можете узнать в паспортах на радиотехнику и в специальной литературе по радиотехнике, либо на сайтах для радиолюбителей в Интернете.

Здесь, для примера, некоторые типы радиодеталей, содержащих золото:

Транзисторы:

КТ201, КТ203, Кт3102, КТ301, КТ306, КТ312, КТ316, КТ602, КТ603, КТ605 и подобные с ножками золотистого цвета.

КТ606, КТ904, КТ907 с виду без золотистого цвета

КТ602, КТ604, КТ611, КТ814, КТ815, КТ816, КТ817, КТ9909, КТ911, КТ919, КТ920, КТ925, КТ930, КТ931, КТ934, КТ958, КТ970 и другие с корпусами золотистого цвета

КТ704, КТ912, 2Т912, КП904, КП947

КТ802, КТ803, КТ808, КТ809, КТ812, КТ908 - до 1986 г.в.


Микросхемы:

К133, К134, К178, К249, К564, К565, К573 и подобные

К142, К145, К564, К580 и подобные

К140, К157, К217, К228, К544, К574 и подобные

К142ЕН, К145 (белый паук), К500, К565РУ2, К565РУ5, К565РУ6, К565РУ7, АОТ101 и подобные.

Диоды: Д226 некоторых серий.

Реле:

РЭС-9, РЭС-10, РЭС-15, РЭС-22, РЭС-34, РЭС-48,

РПС-24, РПС-32, РПС-34

РПВ2/4, РПВ2/5, РПВ2/7

РКГ-15 и подобные


Часы, герконы, реохорды, переключатели КСП, волноводы, стеклянные электроды


Методы извлечения золота из радиодеталей

Для извлечения золота очень важно знать количество драгоценного металла в той или иной радиодетали, от этого зависит цена на радиодеталь при покупке, количество реактивов (для его извлечения), количество времени и в конечном итоге рентабельность.
В литературе, которую я смог наитии по этой тематике, предлагаются методы, основанные на применении цианидов и ртути. Самое интересное, из того что я вычитал, я привожу здесь.

Метод электролиза.

С латуни и меди золотое покрытие можно снять анодным растворением золота в соляной или серной кислоте при температуре 15-25 °С и плотности тока 0,1-1 А/дм2. Катод - свинец или железо. Окончание растворения определяется по падению силы тока.

Еще один способ:

1000 мл серной кислоты (плотность 1,8 г/см3) и 250 мл соляной кислоты (плотность 1,19 г/см3). Перед погружением радиодеталей смесь нагревают до 60-70 °С; опустив детали в смесь, добавляют небольшое количество азотной кислоты для образования «царской водки» (свежесоставленная смесь: 3 части по объему соляной кислоты и 1 часть азотной кислоты), которая и является растворителем золота.


Методы извлечения серебра из радиодеталей

Судя по научной литературе, мне известны два способа использования серебра в радиодеталях:

1. Серебро нанесено на контакты или корпуса (снаружи или внутри) детали, тонком - «микронным» слоем.
2. Серебро, содержащееся в контактах реле в чистом виде.

В первом случае серебро можно снять следующим способом:
Снять серебро с латунных и медных деталей можно подогретой до 80 °С смеси растворов серной и азотной кислот, взятых в соотношении 19: 1,2. Из этого раствора серебро можно извлечь путем восстановления его эквивалентным количеством цинковой пыли или стружки. Можно также извлечь серебро путем осторожного подкисления электролита малыми дозами соляной кислоты. Операция чрезмерно опасна и ее надо проводить в вытяжном шкафу. Серебро осаждается в виде белого творожного осадка хлористого серебра, которому дают отстояться не менее суток; затем делают проверку на полноту осаждения серебра, добавляя соляную кислоту к отфильтрованной пробе раствора. Осадок хлористого серебра фильтруют через плотную бязевую ткань, промывают и сушат при температуре 105-120 °С.

Некоторые данные по содержанию серебра в радиодеталях:

Плавкая вставка ВП1-1 на 1000 шт. - 15,611 гр.

Конденсаторы:

К15-5 на 1000 шт. - 29,901 гр.
К10-7В на 1000 шт. - 13,652 гр.

Следует также отметить, что серебро содержится в таком виде в большинстве существующих радиодеталей, выпущенных на территории бывшего СССР.

Второй случай - серебро в чистом виде в реле.
Для примера привожу несколько видов реле:
РЭС6 на 1000 шт. - 157 гр.
РСЧ52 на 1000 шт. - 688 гр.
РКМП1 на 1000 шт. - 132 гр.
РВМ на 1000 шт. - 897,4 гр.

Серебро, содержащееся в этих деталях - пробы ср999

Для извлечения серебра из этих радиодеталей необходимо снять (кусачками) алюминиевый корпус, и отделить контактную часть, далее серебряные контакты снимаются при помощи ножниц или кусачек - в зависимости от плотности материала на который крепится контакт. При желании контакты можно сплавить в слиток в домашних условиях прямо на газовой плите (для этого можно сделать фарфоровый тигель) т.к. t-плавления серебра = 960,5 °С.

Оставшиеся после работы алюминиевые корпуса можно складывать в мешок и затем отнести в пункт приема цветных металлов.
Если вы будете покупать реле у населения, обязательно убедитесь, что они содержат серебро, т.к. разные партии могут содержать разное его количество, или не содержать вообще.

Простейший наиболее рентабельный способ извлечения серебра из реле.

Некоторые рекомендации по организации скупки радиодеталей и сбыте полученного серебра и золота.
Для приобретения радиодеталей, во-первых, надо дать объявления в газеты примерно следующего содержания: «Куплю радиодетали. Тел. ххххххх.» - более подробно указывать можно, но осторожно, т.е. не пишите «куплю позолоченные радиодетали», - можете нажить неприятности. Во-вторых, оповестите знакомых о том, что вы интересуетесь радиодеталями. Будет хорошо, если вы договоритесь с местными пунктами приема цветных металлов, чтобы они повесили у себя вывеску о скупке радиодеталей, скажите им примерные цены на радиодетали и перекупайте у них чуть дороже.
Готовое золото надо сбывать в соответствии с действующим законодательством, очень осторожно, желательно наладить связь с одним-двумя скупщиками, либо лучше с ювелирными магазинами. Золото можно сплавить в небольшие слитки, а еще лучше в изделия - например, кольца, т.к. изделия проще сбыть. Для этого надо приобрести горелку, либо самому собрать «Портативную электролизерную установку. С ее помощью можно получить температуру на выходе горелки 1800-2600 °С, которой будет достаточно для плавления серебра и золота.
Реактивы для извлечения драгоценных металлов свободно продаются в специализированных магазинах. Либо можно договориться с местными хим.предприятиями. На крайний случай можете поискать в Интернете, там полно организаций, торгующих химическими реактивами.

Коротко о рентабельности:

Цены буду приводить в рублях, т.к. задача данного пособия дать вам представление о рентабельности в целом, а цены конкретно для вашего населенного пункта вы можете определить сами.
Реактивы стоят примерно в пределах 30 руб. за литр.
Готовое полученное золото - порядка 300 руб. за 1 гр.
Возьмем для примера транзистор КТ605 - три ноги и корпус позолочены. Золота в одном транзисторе содержится - 27,5537 мг. Положим вы купите 100 транзисторов по 1,5 руб. = 150 руб. На реактивы в данном случае уйдет 45 руб. за 1,5 литра. Итого ваших расходов = 195 руб.
Из 100 транзисторов вы получите 2,75537 гр. Золота 999 пробы = 826,611 руб.
За переплавку накинем 50 руб., кстати, при больших партиях есть смысл при переплавке в золото подмешать примерно 10% меди (при этом золото получится 585 пробы - как в изделиях, продающихся в ювелирных магазинах т.е. вы продаете медь по цене золота, при этом никого не обманывая).
Таким образом при суммарных затратах 245 руб., выручка составит 826,611 руб. А чистая прибыль 581,611 рубль.
Рентабельность составляет - 237%.
Для примера, ниже привожу некоторые таблицы по содержанию драг. металлов в различных радиодеталях.
Формулярное содержание драгоценных металлов, в разъемах и соединениях.


1. В стеклянный или эмалированный сосуд кладут кусок цинка (стаканчик от обычной батарейки - цинковый), подлежащие очистке предметы из драг. Металла и поливают их сверху раствором кальцинированной (бельевой) соды в воде (1 ст.ложка соды на 0,5 л воды).

2. Изделия из серебра хорошо чистить мелом с нашатырным спиртом, затем промыть водой и насухо вытереть.

Еще немного о народных методах извлечения драгоценных металлов из радиодеталей

Получение серебра из радиодеталей

Наибольшее количество серебра содержат любые реле и микропереключатели типа МП... Так из одного реле можно получить от 0,5 до 3 г практически чистого серебра, а из микропереключателя 0,31 г. В этих изделиях серебро используется для контактов.
Итак, извлечь серебро можно с помощью обычных плоскогубцев. Для этого возьмите контактную пластину в левую руку, а в правую плоскогубцы затем крепко зажмите в щечки плоскогубцев контакт и поверните.
И еще, для справки скажем, что радиотехническое серебро по чистоте соответствует примерно 817 пробе.

Способы извлечения золота и платины из старых радиодеталей

Многие радиодетали содержат в своем составе золото и платину, выделить эти металлы можно используя их свойство не растворяться в кислотах.

В стеклянную посуду с азотной кислотой (можно серной, но результат будет хуже) бросают заготовленное сырье (в основном это контакты и клеммы от радиодеталей) кислота растворяет все посторонние вещества, а золото остается в виде осадка. Его нужно аккуратно отделить от кислоты, слив ее в другую емкость, а затем нейтрализовать полученный осадок раствором пищевой соды до прекращения реакции (реакция сопровождается шипением). Полученный осадок, состоящий из золотой или платиновой пыли и незначительного количества примеси, нужно просушить и расплавить в небольшой слиток.
Извлечение золота с желтых (позолоченных) часов.

А вот и тайну золотого бизнеса. Расскажу, как в домашних условиях извлекается золото с желтых (позолоченных) часов. И как организовать систему по сбору у населения желтых (позолоченных) корпусов.

Суть в том, что на протяжении всего времени советской власти, вся часовая промышленность в СССР в огромном количестве выпускали наручные часы с желтыми корпусами, но не каждый знал, что это часы с позолоченным корпусом. Со временем эти часы с позолоченными (желтыми) корпусами вышли из строя, но так как наш народ бережливый, то людям жалко их выбросить, даже если они не подлежат ремонту. А кто-то давно купил себе новые - помоднее, а старые никак не выбросит и ремонтировать не желает. Вот и скопилось у населения огромное количество старых и не очень старых наручных часов с желтыми (позолоченными) корпусами. И у Вас дома, наверняка, имеются двое, трое, а то и больше. И хранятся они у кого в вазочке, у кого в тумбочке, у кого в шкатулочке. В общем, только мешают, пыль собирают. Ниже я опишу, как организовать работу по сбору (можно сказать мусора) этих так называемых корпусов желтого цвета, т. е. позолоченных, которых скопилось несметное количество у населения бывшего СССР.

Теперь к делу: Есть очень эффективный способ, который позволяет без особых затрат создать сеть по приему у населения старых часов с желтыми корпусами. И поверьте, народ приносит их в таких количествах, что любой часовой мастер позавидует. Я живу на Украине в 200 тысячном городе и организовал 4 точки. В среднем собирается 200 - 300 корпусов в неделю. Сейчас думаю еще открывать точки в районных центрах. Я и сам не ожидал, что так получится.

1. Организация точки по приему старых часов, корпусов желтого цвета.

На каждом рынке есть люди, торгующие мелочным товаром - ширпотребом (в основном китайским). Вот они-то нам и нужны. Для того, чтобы его торгующая точка стала одновременно пунктом приема старых часов или корпусов (некоторые люди приносят голые корпуса, без механизма), нужно изготовить красивую табличку с надписью: "Обмен старых часов". Табличку нужно сделать таким образом, чтобы она имела боковой карман для маленьких буклетиков с инструкцией, где четко объясняется, какие именно часы можно обменять на товар. (Инструкцию я могу выслать.) Теперь важно правильно поговорить с хозяином этой мелкой торговой точки, разместить у него на столе табличку с инструкциями и объяснить ему выгоды сотрудничества:

Во-первых, красивая табличка с надписью "Обмен старых часов" привлекает внимание любопытных покупателей (всем становится интересно, что за обмен);

Во-вторых, у него появится дополнительный приток людей, ранее не желавших купить у него товар, но теперь согласных поменять на старые часы (таким образом, увеличиваются продажи);

В-третьих, ему не трудно будет параллельно этим заниматься - выдавать людям инструкции по обмену и принимать старые часы (корпуса), обменивая их на свой товар.


Как Вы уже поняли - люди приходят, меняют старые часы на новый товар, а мы выкупаем у продавца эти старые желтые корпуса из расчета: 1 часы (корпус) за 25 рублей.

Желательно продумать принцип обмена. Например: двое старых часов меняются на какую-то вещь стоимостью 50рублей или трое часов на вещь стоимостью 75 рублей и т.д.
В итоге все довольны - покупатель обменял старые часы (хлам) на новый товар, продавец продал товар, а мы получаем позолоченные корпуса.

Как определить: позолоченный корпус или нет?

Обычно, сбоку на корпусе или с торца корпуса мелким шрифтом обозначено "AU 10" или "AU 20", "AU" - это AURUM - золото, а "20" - это толщина покрытия (микрон). Редко бывает, ничего не написано, но все равно видно, что корпус позолоченный, так как видны потертости.

ВНИМАНИЕ!!! Часы китайского производства не имеют золотого покрытия (это сразу видно - на глаз). Это придет с практикой.
Продавцу на точке необходимо дать 2 образца и объяснить - один корпус позолоченный (за такие корпуса он может отпускать свой товар) и второй корпус просто желтый от китайских часов (за которые отпускать товар не следует, ссылаясь на то, что он не подходит).

Людям не следует говорить о том, что корпуса у часов позолоченные, ну а если кто и знает, ничего страшного - все прекрасно понимают, что толщина покрытия тонкая и ценности как таковой не имеет. Но на самом деле при извлечении золота из двух мужских корпусов с толщиной покрытия 20 мк. получается 1 грамм золота 850 пробы. А золото такой пробы купит любой ювелир по цене 9-10 $ за 1 грамм.

СОВЕТ!!! Не делайте ставку только на мужские корпуса. У меня на точках идет обмен и мужских и женских корпусов. Например: люди приносят сразу 2 мужских и 2 женских корпуса и желают обменять на вещь стоимостью 10 грн. (2 $) - нужно смело менять. В женских корпусах конечно меньше золота, но все равно выгодно.

2. Краткое описание технологического процесса.

Оборудование:
1. пластмассовое ведро;
2. пластмассовый тазик;
3. электроплитка;
4. кастрюлька из термостойкого стекла;
5. фильтроткань (можно использовать обыкновенную х\б ткань плотнее марли);
6. брызгалка (из пластиковой бутылки);
7. кисточка;
8. лезвие;
9. резиновые перчатки;
10. лабораторные весы (желательно).

Химикаты:

1. азотная кислота;
2. вода.

Как видите, оборудование простое и недорогое. Процесс тоже прост. Достаточно вспомнить уроки химии из школьной программы. Корпуса перерабатываются не по одному, а все вместе - 200-300 шт. и больше. По времени: 300 корпусов перерабатываются за 4 часа. Расход кислоты: 3-4 л. Золото получается высокой пробы - 850.

3. Экономический расчет.

Выход золота со всей массы зависит от количества женских и мужских корпусов, мужских всегда больше (их и выпускалось больше).

В среднем получается:
с 300 шт. - 65-75 гр. Золота
с 200 шт. - 45-55 гр. Золота
В общем, примерно 4 шт. = 1 гр. Золота
Цена 1 гр. зол. = 9 - 10$
Цена 1 корпуса = 0,5$
Цена азотной кислоты 15 $ - 10 л., 1 л. = 1,5 $
Возьмем минимум:
200 шт. х 0,5$ = 100$ - затраты на закупку корпусов с точек.
3 л. кисл. х 1,5$ = 4,5$ - затраты на кислоту
100$ + 4.5$ = 104.5$ - общие затраты
200 шт. : 4 шт. = 50 гр. - выход золота с 200 шт.
50 гр. х 10$ = 500$ - выручка с продажи
500$ - 104.5 = 395.5$ (400$) - прибыль в неделю.

4. Плюсы и минусы этого бизнеса.

Плюсы:

1. Большой плюс в том, что на это дело тратишь очень мало времени. Только один раз организовать пункты приема: изготовить и раздать таблички с надписью "Обмен старых часов" (еще раз хочу напомнить, что табличка должна быть очень красивой, не портить витрину у продавца, а даже приукрасить ее). А потом раз в неделю собираешь корпуса и перерабатываешь. Можно иметь основную работу, а это дело как дополнительный заработок. Я, например, работаю менеджером и моя зарплата меньше в три раза, чем доход от часов. Вот и думаю, куда времени больше уделить.
2. Высокая рентабельность: при малых финансовых затратах большой % прибыли.
3. Очень простая технология переработки - доступна каждому.
4. Нет проблем со сбытом готового продукта (золота).
5. Помимо золота остаются целыми и невредимыми часовые механизмы, которые охотно покупают часовые мастера.

Минусы:
1. Вредно нюхать кислоту, но при соблюдении техники безопасности этого можно избежать.

Извлечение серебра из отработанных фиксирующих растворов

На построение фотографического изображения расходуется лишь часть серебра, содержащегося в светочувствительном слое фотоматериала. Большая же часть серебра переходит в фиксаж.

Вот некоторые цифры:

Фотографическая бумага содержит от 1 до 3,7 г/м2,

Фотопластинки содержат серебра от 4 до (!) 510 г/м2,

Фотопленка - 2,5-9,5 г/м2,

Рентгеновская пленка - 10-50 г/м2.


Способы извлечения серебра из отработанных фиксирующих растворов делятся на химические и электролитические:
К химическому способу осаждения серебра относятся способы восстановления серебра порошком или опилками (стружками) цинка и железа, гидросульфитом, гидразинборатом и проявителем, а также сульфидная регенерация - осаждение серебра в виде сульфида серебра при введении в фиксаж раствора сернистого натрия.
Для промышленного применения наиболее целесообразным является использование способа электролитической регенерации серебра, при котором серебро выделяется в наиболее чистом виде, что облегчает его дальнейшее рафинирование (очистку). Электролитическая регенерация серебра основана на восстановлении ионов серебра электрическим током.

Наиболее распространенными способами извлечения серебра являются следующие:

1. Отработанный фиксирующий раствор подкисляют серной кислотой и вводят в него цинковые опилки или стружки цинковой, жести, энергично перемешивают до тех пор, пока раствор не станет прозрачным. Затем раствор осторожно сливают. Осадок, состоящий из серебра, цинка и его соединений, серы и остатков желатины, промывают и высушивают.

2. К 1 л отработанного фиксирующего раствора приливают 20 мл 20%-ного раствора сернистого натрия. После отстоя раствора в течение суток осадок, представляющий собой сернистое серебро, отфильтровывают и высушивают. Осаждение ведут вне помещения или при усиленной вентиляции, для уменьшения выделения сероводорода отработанный фиксирующий раствор предварительно подщелачивают.

3. Метод, исключающий малоэффективную транспортировку растворов с малым содержанием в них серебра, основан на способности некоторых ионообменных смол сорбировать ионы серебра из растворов. Он пригоден для регенерации серебра непосредственно в кинофотолабораториях и фотоателье, не требует никакого специального оборудования и практически может осуществляться в процессе повседневной работы.

В отработанный фиксирующий раствор или первую промывную воду добавляют гранулы ионообменной смолы марки КУ-1 или АН-21 из расчёта 5 г на 1 л раствора. Для более полного прохождения ионообмена раствор достаточно взбалтывать 2-3 раза за 5-8 часов. Процесс протекает 10-12 ч. По истечении этого времени раствор фильтруют, полученный шлам высушивают. Этим способом из растворов извлекается 80-90% серебра.

4. Осаждение труднорастворимой соли сульфида серебра производят после предварительного подщелачивания раствора фиксажа едкой щелочью с целью последующей нейтрализации сероводорода H2S, который выделяется при осаждении серебра сульфидом натрия. К щелочному раствору фиксажа постепенно приливают при постоянном помешивании 20%-ный раствор сульфида натрия. Сульфид натрия, реагируя с комплексной солью серебра, образует труднорастворимую соль серебра Ag2S, которая выпадает в осадок. В общем виде реакция сульфидного способа осаждения серебра протекает по уравнению
Na4 + Na2S Ag2S + 3Na2S2O3

Через сутки после отстаивания на дне сосуда осаждается сульфид серебра. Осадок содержит около 87% серебра. Осветлённую жидкость сливают с осадка, который высушивают любым способом.

5. Восстановление серебра до металлического производят с помощью активного восстановителя - дитионита натрия. Раствор кислого фиксажа предварительно подщелачивают содой до pH = 7-8, после чего в него добавляют дитионит натрия. Для прохождения реакции раствор необходимо подогреть. Выпавший осадок почти на 100% состоит из металлического серебра. На 1 л отработанного фиксажа добавляют не менее 20 г безводной соды и 20 г дитионита натрия Na2S2O4 + 2H2O.

Реакция восстановления серебра из щелочного раствора отработанного фиксажа протекает по следующей схеме:

Na4 + Na2S2O4 + 2NaOH
2Ag + 2NaHSO3 + 3Na2S2O3

Как видно из приведенных уравнений, при извлечении серебра из фиксирующих растворов они одновременно регенерируются. Таким восстановленным фиксажем можно повторно пользоваться, если в него добавить 15-20% тиосульфата натрия.

6. Осаждение серебра отработанным гидрохиновым проявителем заключается в том, что равные объемы отработанного фиксирующего раствора и отработанного проявителя смешивают и на 1 л фиксажного раствора добавляют 3-4 г едкого натра или каустической соды. Раствор хорошо перемешивают и дают отстояться в течение суток, а затем фильтруют. Оставшийся на фильтре серебросодержащий осадок собирают и высушивают. Для наиболее полного выделения серебра в раствор, пропущенный через фильтр, добавляют ещё некоторое количество отработанного проявителя и процесс повторяют.
Химические процессы, происходящие при указанном методе регенерации серебра, можно выразить следующей схемой:

1. Na4 + C6H4(OH)2 2Ag + 2Na2S2O3 + H2S2O3 + C6H4O2
2. H2S2O3 + Na3CO3 Na2S2O3 + CO2 + H2O

7. Восстановление серебра формалином осуществляется путём добавления к отработанному фиксирующему раствору 40%-ного водного раствора формальдегида из расчёта 4 мл на 1 г осаждаемого раствора. Процесс ведут при кипячении в фарфоровой или эмалированной посуде в течение суток.

Преимуществом метода является высокое содержание серебра в осадке, а недостатком - большой энергетический расход и сильный запах.

8. Восстановление серебра металлами основано на том, что серебро вытесняется из растворов его солей подавляющим большинством других металлов. Наибольшее применение для этой цели получили железо, алюминий и цинк, причём металлы используются в виде стружки, что значительно удешевляет процесс, так как могут использоваться отходы производства, или пыли. С увеличением поверхности соприкосновения металла с раствором скорость процесса возрастает. Перед применением стружку обезжиривают в 3%-ном растворе щелочи. Длительность осаждения серебра и расход металлов - восстановителей приведены ниже.

Преимущества процесса - дешевизна и высокое содержание серебра в осадке; недостатки - длительность, необходимость периодического перемешивания, наличие больших сосудов для хранения растворов.

9. Небольшая заметка из журнала "Юный техник" (№ 11 за 1959 г.) "Серебряные рудники" - в отходах.
Отработанный фиксажный раствор имеет следующую химическую формулу: Na2. Если смешать равные количества фиксажа и раствора сернистого натрия (5-6 г Na2S на 1 л воды), произойдет реакция, в результате которой в осадок выпадет сернистое серебро. Смешайте высушенный осадок с железными опилками и кальцинированной содой. Расплавьте смесь в тигле - получите черновое металлическое серебро.

10. К отработанному фиксажу добавляется отработанный гидрохиноновый, метилгидрохиноновый или фенидонгидрохиноновый проявитель в пропорции 1:1, затем все интенсивно перемешивают. Отстаивают в течение суток и сливают раствор с осадка.

Технология получения серебра из фотоматериалов

Необходимые материалы:

После обработки фотоплёнки и фотобумаги в закрепителе остаётся значительное количество серебра, которое образует с сульфатом натрия хорошо растворимые соединения:

2NaSO + AgBr => Na(Ag(SO)) + NaBr

Для получения серебра сначала нужно осадить его из раствора. Перелейте фиксаж в стакан, прибавьте немного соды (1-2 гр.). И небольшими порциями добавляйте 10 % раствор сульфида натрия до полного осаждения сульфида серебра:

2Na(Ag(SO))+ NaS => AgS + 4NaSo

Осадок отфильтруйте и высушите. Для того чтобы выплавить из полученного осадка чистое серебро смешайте в фарфоровом тигеле 20 гр. Полученного осадка (AgS), и 5 г. Порошкового железа и 30 г. Мела. Тигель нагрейте на пламени газовой плиты до полного расплавления шихты. Когда смесь застынет, удалите верхний слой шлака. На дне тигеля вы найдёте небольшой слиток серебра. Промыв его в слабом растворе серной кислоты и в воде, Вы окончательно очистите его от остатков шлака.

11 технологий извлечения серебра из отработанного гипосульфита (фиксажа)

На построение фотографического изображения расходуется лишь часть серебра, содержащегося в светочувствительном слое фотоматериала. Большая же часть серебра переходит в фиксаж и проявитель, эту часть серебра можно выделить и собрать.

1 способ:

Позволяет выделить чистое серебро. Состоит в следующем: в сосуд с истощенным фиксажем насыпают железную стружку или мелкие гвозди, хорошо отмытые от жира с помощью бензина. Время от времени раствор взбалтывают. Спустя 7-10 дней раствор сливают, а металлическую стружку и гвозди высушивают на воздухе. Серебро, осажденное на гвоздях, осыпается в виде черного порошка, которые затем можно сплавить в слитки.

2 способ:
В фиксаж добавить 40% формалина из расчёта 4 мл на 1 г серебра и 20 мл азотной кислоты на 1 л фиксажа. Кипятить 1 час. Осадок высушить.

3 способ:
Осаждение поваренной солью (хлорид натрия NaCl). Это способ для выделения серебра из отбеливающих растворов, содержащих K2Cr2O7 при обработке черно-белых обращаемых кино и фотопленок. Насыщенный раствор соли добавляют в отбеливающий раствор. После 1 суток отделяют осадок AgCl и сушат.

4 способ:
Истощенный фиксаж и такое же количество по объему отработанного метолгидрохинонового проявителя сливают в один сосуд. К полученной смеси добавляют 30%-ный раствор едкого натра из расчета по 100 мл на каждый литр отработанного фиксажа. Серебро при этом осаждается в виде мельчайшего чистого серебряного порошка. Процесс длится не менее 48 часов. Образовавшийся за это время осадок серебра отфильтровывается и сушится. Оставшийся водный раствор тиосульфита натрия, то есть фиксаж, можно вновь использовать в работе.

5 способ:
В отработанный фиксаж, который находится в стеклянном сосуде, укладывают полированный лист латуни. Через 48 часов на него осядет почти все металлическое серебро из истощенного раствора. После осаждения лист хорошо промывают водой и высушивают. Затем с его поверхности осторожно соскабливают слой серебра.

6 способ:
К 1 л использованного фиксажа добавляют 5-6 г гидросульфида натрия и 5-6 г безводной соды. Через 19-20 часов образовавшееся в виде черного мелкого порошка металлическое серебро фильтруют и высушивают, а обессеребренный фиксирующий раствор подкисляют бисульфитом натрия и вновь используют в работе.

7 способ:
В отработанный фиксаж на 1 л добавляют 20 г соды и 20 г дитионида натрия. Раствор подогревают до 70 °С, выпавший осадок сушат. В нем содержится до 100% чистого серебра.

8 способ:
В отработанный фиксаж и первые промывные воды добавляют мелкую цинковую стружку, пыль или из расчёта 2 г на 1 г серебра. Раствор предварительно подкисляют серной или соляной кислотой. Раствор периодически помешивают. Осадок фильтруют и сушат.

9 способ:
Серебросодержащий шлак можно выделить путём электролиза. В качестве электродов можно использовать угольные стержни из батареек типа «МАРС», «САТУРН» и др. Электроды погружают в ёмкость с фиксажем и подают постоянное напряжение 6-8 вольт. В процессе электролиза выделяются чёрные хлопья серебросодержащего вещества, выпадающие затем в осадок. Когда выделение хлопьев прекратится, осадок фильтруют и сушат.

10 способ:
В 3-х литрах отработанного фиксажа растворяют 1 чайную ложку пищевой соды, через 1-2 минуты добавляют 5 г сульфида натрия (Na2S). Происходит бурная реакция с выделением черных хлопьев. Пару дней жидкость отстаивается, осадок фильтруется и высушивается.

11 способ:
К 1 л отработанного фиксажа приливают 20 мл 20%-ного раствора сернистого натрия. Раствор отстаивается в течение суток. Осадок, представляющий собой сернистое серебро, фильтруют и высушивают.

Извлечение серебра из сплавов, зеркального боя, золы фотоматериалов и т.д.

1. Со стеклянных фотопластинок снимается эмульсионный слой в горячем содовом растворе, прочие фотоматериалы сжигаются в фарфоровой посуде. Правда, при сжигании часть серебра будет улетучиваться с дымом. Для уменьшения потерь фотоматериалы лучше всего сжигать тлеющим огнем или же извлечь серебро гипосульфитом натрия.

2. Зеркальный бой и елочные игрушки также содержат большое количество серебра: зеркала - от 3 до 7 г/м2, игрушки - от 0,2 до 0,5% от массы осколков. Для снятия серебросодержащего слоя с зеркального боя его помещают в кислотоустойчивую емкость, заливают горячим раствором соляной кислоты и подвергают механической обработке: проще говоря, ворошат до полного отделения серебросодержащего слоя от стекла. В промышленности для этой цели применяют вращающийся барабан.

3. Для восстановления серебра из золы фотоматериалов вам понадобится муфельная печь и термостойкие тигли, способные выдержать тысячеградусную температуру. Зола тщательно перемешивается с содой и битым стеклом в следующих соотношениях: 30% золы, 65% двууглекислого натрия и 5% битого стекла. Составленная таким образом шихта спекается при температуре 1200°С. Расплав выливают в чугунную изложницу, смазанную порошком окиси железа. Можно остудить расплав и в тигле, но потом его придется разбивать, а на дне у вас окажется слиток чистого серебра.

4. А вот методика выделения серебра из серебряно-медного сплава, описанная в 20-м томе "Технической энциклопедии", изданной в 1935 году: изделие растворяют в азотной кислоте, добавляют соляную кислоту, осажденное хлористое серебро промывают водой и восстанавливают из него металлическое серебро через взаимодействие с цинком и разбавленной серной или соляной кислотой.

5. Другой метод очень подробно был описан в журнале "Сделай сам" (№ 4 за 1990 г.). Он состоит в следующем:
Серебросодержащее изделие тщательно очищается от окислов и отмывается сначала теплым щелочным раствором, а затем - обычной водой. После этого изделие заливают 10%-й азотной кислотой до полного его растворения. В растворе, таким образом, находится смесь солей серебра и меди. Раствор выпаривают, а полученный порошок прокаливают в фарфоровой чашке, в результате чего нитрат меди переходит в нерастворимую окись меди. Завершение этого процесса определяется по прекращению выделения с поверхности расплава пузырьков весьма едкого газа. Теперь расплав остужают и растворяют в 2-х частях дистиллированной воды; прозрачный раствор, содержащий чистый нитрат серебра, снимают с осадка,- ну, а как восстановить из солей металлическое серебро, мы с вами уже обсуждали. В описанном процессе встречаются некоторые сложности, как-то: манипуляции с азотной кислотой, ядовитыми летучими соединениями и выпаривание больших объемов растворов. Впрочем, такие проблемы легко разрешаются в лабораторных условиях.

6. Серебряные покрытия (в том числе и наносимые химическим путем) и сплавы серебра на основах из меди, нейзильбера, латуни, томпака, мельхиора и стали снимают в смеси концентрированных серной и азотной кислот с соотношением объемов 19:1 при температуре 40-60°С. Раствор предохраняют от разбавления и регулярно корректируют его азотной кислотой, которая используется в процессе растворения покрытия.

Серебро с поверхности меди и ее сплавов удаляют и анодной обработкой в растворе состава, %:

Серная кислота H2SO4 (плотность 1,84 г/см3) - 91

Натрий азотнокислый (нитрат натрия) NaNO2 - 3


при температуре 20-50°С и напряжении источника постоянного тока 2-3 В. В качестве катодов применяют свинец.
Снятие серебра с деталей малой толщины покрытия обычно проводят при температуре 40-50°С в растворе состава, г/л:

Йодистый калий KI - 250

Йод металлический I2 - 7

Сплав серебра и сурьмы с таких же деталей удаляют в растворе состава, г/л:

Йодистый калий KI - 250

Йод металлический I2 - 7,5

Кислота азотная HNO2 (плотность 1,41 г/см3) - 150 мл/л

Александр Борисов, г. Самара

Чтобы добыть золото , не обязательно выходить из дома. Достаточно дать объявление: — «Куплю старые радиодетали ». В образцах былых десятилетий содержится желтый металл, иногда, в весьма приличных объемах. Купив у поставщиков определенные модели, можно извлечь из них ценное сырье.

Его, возможно, переплавить в слитки, но лучше в , к примеру, кольца. С свободной продажей слитков могут возникнуть проблемы. «Побрякушки» же реализуются без труда. К каким именно радиодеталям с золотом стоит обратиться, как их обработать, чтобы заполучить драгоценность, далее.

Радиодетали, содержащие золото

Золотоносные месторождения разрабатывают, если содержание драгоценного элемента хотя бы 1 грамм на тонну породы. В одной микросхеме желтого металла от 1-го до 5-ти процентов. покрыты выводы детали, заключенные в керамический корпус.

Если он сделан из пластмассы, содержание ценного сырья меньше, — от 0,2 до 1-го процента. В транзисторах драгоценного элемента около 2-х процентов. Из золота сделана подложка, расположенная под проводником.

Но, все рекорды бьют конденсаторы. Их размеры примерно равны банке объемом три литра. В одной такой детали примерно 8 граммов желтого металла. К тому же, еще и 50 граммов . Однако, дорогостоящей начинкой снабжены только конденсаторы, применявшиеся в военной технике – генераторах и станциях передачи радио-сигнала.

Немного можно извлечь и из радиоламп. Драгоценный элемент нанесен на сетку, расположенную близ катода. Последний, при работе лампы, нагревает сетку. Под действием тепла она начинает выделять электроны. Это нарушает работу товара.

Поэтому, и нужно покрытие радиодетали золотом . Напыление из него встречается и на ножках предметов освящения, но это касается только старых образцов, возрастом в десятки лет.

Несколько микрон драгоценного сырья наносили раньше и на разъемы, все виды полупроводников, таких как диоды, оптроны, тиристоры, стабилитроны. Реже всего золото можно встретить в резисторах. Однако, в некоторых из них наравне с серебром есть немного и желтого металла.

Таковы стандарты, по которым изготавливали радиодетали в СССР в 70-ых, 80-ых годах прошлого века. Золото есть и в современных радиодеталях . Однако, добывать сотые доли грамма из предмета, за который заплатили десятки, а то и сотни тысяч рублей, нецелесообразно. Пусть же в ход идут старые детали – другое дело.

Чаще всего радиодетали, содержащие золото , встречаются в вычислительных аппаратах старого образца, коммутационных приборах, радиотехнике. Электронно-вычислительные агрегаты серий СМ и СЕ должны интересовать соискателей в первую очередь. В одной такой машине от 0,2 до 10-ти килограммов . Тем же может похвастаться некоторая военная техника.

Новичкам будет полезен список не только общих названий радиодеталей, снабженных золотой «начинкой», но и конкретные обозначения моделей. И так:

Транзисторы КТ201, КТ203, КТ3102, КТ301, КТ306, КТ605. Все они снабжены ножками золотистой окраски.

КТ802, 808, 803, 809, 812, 908. Нужны образцы, выпущенные до 1986-го года. В более поздних моделях золото не употреблялось.

КТ907,904, 606. Внешне в них нет золотых элементов, отсутствует желтый цвет. Однако, ценное сырье на самом деле присутствует.

А вот у КТ602, 604, 611, 814, 815, 816, 9909 золотистые корпуса.

Реле РЭС9, 10, 15, 22, 34, РПС24, 32, 34, РКГ15.

Микросхемы К142ЕH, К50, К56PY2, АОТ101, К145, известная так же как «белый паук».

Микросхемы К133, 134, 178, 249, 564, 565, К140, 157, 217.

Диоды серии Д226 и подобные им.

Конденсаторы Км3, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 52-1, 52-7, К53-1, 53-6, 53-7, 53-10, 53-15, 53-16.

Резисторы ПТП1, 2, ПЛП2, 6, ПП3-40, 3-41, 3-43, 3-44, 3-45, 3-47, КСП1, 4, КСУ1, КСД1, КПУ1, КПП1, СП5-1, 5-2, 5-3, 5-4, 5-14,5-15, 5-16, 5-17, СП3-19, 3-44.

Разъемы СНП59-64В, СНП59-96Р, ГРППМ7-90Ш, РППГ2-48.

Переключатели ТВ1, П23Г, Пг2-5, 2-6, 2-7, 2-10, П1Т3-1В, ПР2-10, ПКН8, ПТ33-26, ПП8-6, ППК2.

Как добыть золото из радиодеталей

Попробуем разобраться, как добыть золото из радиодеталей . Растворителем драгоценного металла является смесь из соляной и серной кислот. Пропорции – 3 к 1-му, соответственно. Смешивать надо жидкости определенной плотности.

Показатель серной кислоты должен быть 1,8 граммов на сантиметр кубический, соляной – 1,19 граммов на сантиметр кубический. Отделение золота от основы не пройдет окончательно, если не нагреть раствор до 60-ти, 70-ти градусов Цельсия.

Только в разгоряченную смесь стоит опускать деталь. После, следует добавить в емкость небольшое количество азотной кислоты. Получится раствор, известный как «царская водка». Он растворяет практически все элементы, в том числе и золото. Микросхема, или иной элемент, растает в смеси, который затем следует осадить восстановителем.

Следует учесть количество радиодеталей и содержание в них ценного сырья. Обычно, на 200 – 300 граммов поверхности, покрытой , требуется полтора литра азотной кислоты. Технику следует максимально разобрать, отделить стеклянные элементы, участки без драгоценного напыления. Они будут «забирать» на себя химический раствор, тогда его потребуется больше. Опускать в среду желательно только сами детали с желтым металлом.

При комнатной температуре, без нагревания выделить металл из смеси кислот можно методом электролиза. Он подходит только для работы с деталями из меди и латуни. Через раствор пропускают ток плотностью от 0,1 до 1 А/дм2. В качестве катода используют свинец или железо. Процедура отделения золота закончена, если сила тока начинает резко падать.

Можно купить уже готовые составы для отделения драгоценных металлов в специальных магазинах. Возможно так же наладить сотрудничество с небольшими предприятиями химической промышленности. Реактивы предлагают и многие интернет-сайты, доставляя продукцию на дом. Методы извлечения золота из радиодеталей , описанные выше, применимы в домашних условиях.

Затраты на выделение золота из радиодеталей

Один литр реактивов стоит примерно 300 рублей. 1 грамм выделенного золота ценится примерно в 2500-3000 рублей. Чтобы получить около 3-х граммов желтого металла из транзисторов КТ605, к примеру, потребуется 100 деталей. В каждой из них содержится 27 микро граммов ценного сырья.

Скупить транзисторы можно по 15-20 рублей за штуку. Потратите около 2000 рублей, получите примерно 8000-9000 тысяч. Рассчитывать рентабельность предприятия обязательно. «Переработка» некоторых радиодеталей нерентабельна.


От корпуса часов зависит не только их внешний вид. Материал, из которого изготовлен корпус часов, его обработка и финиш определяет то, как долго эти часы прослужат. Ведь неисправный механизм в большинстве случаев поддается ремонту, а стершийся, что называется, "до дыр" корпус остается только выбросить.

Выбор материала для корпуса часов всегда лежит в соотношении цена и качество. Чего вы ждёте от часов? Привлекательный внешний вид, способность часов сохранять вид в течение многих лет, безопасность для здоровья (хотя об этом покупатели задумываются пока редко).

Что же определяет способность часов долго сохранять внешний вид, не покрываясь царапинами и потертостями? Более твердый износостойкий материал корпуса, обычно более дорогостоящий, а также использование более дорогого инструмента и дополнительные затраты времени для его обработки. Как следствие часы из таких материалов стоят дороже своих одноклассников, в корпусах попроще.

На сегодняшний день большинство мануфактур и поставщиков частей часов применяют для изготовления корпусов четыре основных материала. Также встречается и экзотика типа корпусов из драгоценных камней или дерева.

Латунь

Самым распространенным и традиционным является латунь. Популярность латуни объясняется ее ценовой доступностью и простотой обработки. Однако у латуни есть недостатки. Она окисляется на воздухе и быстро коррозирует при взаимодействии с потом человека, оставляя на руке черные следы. Поэтому корпус, изготовленный из латуни, требует защитного декоративного покрытия. Покрытие решает одни проблемы, но при этом добавляет новые. Рано или поздно покрытие изнашивается и стирается – местами сквозь него начинает проступать металл корпуса, и часы приобретают весьма неприглядный вид. Восстановить былую красоту финиша такого корпуса уже невозможно. К тому же некоторые покрытия, придавая часам красивый внешний вид, небезопасны: применяемый во многих видах покрытий никель способен вызвать аллергию и различные кожные заболевания. В виду этих недостатков основной элемент корпуса, имеющий постоянный непосредственный контакт с кожей человека – заднюю крышку у таких часов делают не из латуни, а из стали. К сожалению, почти все часы в латунном корпусе, несмотря на тип и качество покрытия, способны сохранять свой первозданный вид не более пяти лет.

Аллой

В последние десятилетия серьезную конкуренцию латуни в дешевых часах составляет цинко-алюминиевый сплав Аллой. Alloy в переводе с английского означает сплав , то есть сплав вообще, а не конкретный материал. Мы, по сложившейся в часовых кругах традиции, будем употреблять слово «аллой» для обозначения материала, применяемого для изготовления корпусов.

Корпуса из аллоя отличаются от латунных не только качеством и составом материала, но также и технологией производства. При производстве корпусов из латуни, заготовки для которых изготавливают методом горячей штамповки, велика доля операций механической обработки (фрезерование, расточка, сверление, точение). Данные операции весьма трудоемки и до 50% металла идет в отходы. Метод литья, используемый в производстве корпусов из аллоя, делает их значительно дешевле, чем латунные, так как не только уменьшаются отходы, но и резко упрощается производство: за один прогон отливается несколько десятков заготовок, требующих лишь небольшой доводки и полировки, чтобы стать законченным в финише корпусом часов. Такая технология позволяет быстро налаживать серийный выпуск новых моделей корпусов: для этого достаточно просто сделать новую литьевую форму.

Естественно, простота технологии и невысокая стоимость имеют оборотную сторону. Аллой – достаточно мягкий материал, поэтому часы в корпусе из аллоя легко царапаются и быстро изнашиваются. Изготовленный методом литья корпус содержит множество мельчайших воздушных пузырьков пор, поэтому отполировать его поверхность до сопоставимого с латунным или стальным качества невозможно. Аллоевый корпус в обязательном порядке требует использования защитно-декоративного покрытия, про плюсы и минусы которого мы уже говорили.

Недостатки аллоя не позволяют применять его в производстве корпусов для дорогих и статусных хронометров из разряда Haute Horlogerie. Правда эти же недостатки оказываются несущественны при изготовлении недорогой массовой продукции, ориентированной на так называемый входной сегмент часового рынка. На сегодняшний день корпуса почти всех часов с розничной ценой до полутора тысяч швейцарских франков делаются из аллоя. Такой корпус можно узнать по двум признакам: он несколько легче латунного и, как правило, имеет слегка "волнистую" поверхность.

Сталь

Все большую популярность в последние годы приобретают часы в стальных корпусах. И это не удивительно: с точки зрения покупателя именно стальной корпус имеет оптимальное соотношение цена/качество. Сталь – достаточно твердый материал, поцарапать его намного труднее, чем латунь или аллой. Шлифованный или полированный корпус из нержавеющей стали прекрасно смотрится, не требуя никаких защитных покрытий и дополнительного финиша. Марки стали, применяемые для изготовления часов, гипоаллергенны, - такие часы не вызывают кожных заболеваний. Даже старым поцарапанным часам из стали можно вернуть привлекательный внешний вид – достаточно просто отполировать корпус.

Стальные часы несколько дороже латунных. Сталь намного тверже латуни и тяжелее в обработке. Хотя для корпусов часов применяются специальные, относительно мягкие сплавы, дорогими оказываются и сами материалы, и их обработка. Розничная цена стальных часов очень редко опускается ниже 40 долларов. Как правило, на задней крышке стальных часов ставят надпись "All stainless steel" (не путать с надписью "stainless steel back" - "стальная задняя крышка"). Абсолютное большинство "белых" часов швейцарского и японского производства сделаны из стали.

Титан

Примерно одну ценовую нишу со стальными часами занимают часы с в титановых корпусах. Этот металл часовые мастера называют "крылатым", т.к. он активно применяется в авиации и ракетостроении, благодаря малому весу и высокой прочности. Сам титан довольно хрупок, и для изготовления часов используют сплавы титана, которые более пластичны. Титан, как и сталь, не требует покрытий, он гипоаллергенен и не вызывает кожных заболеваний.

Часы из титана имеют два преимущества перед стальными: они очень легкие и как бы "теплые" на ощупь. Последнее ощущение возникает из-за того, что титан обладает низкой теплопроводностью. Большинство часов из титана имеют специфический матовый серый цвет за счёт знаменитого и престижного PVD-финиша, но некоторые производители делают корпуса из полированного титана, и тогда получается интересное сочетание: часы внешне выглядят как стальные, но почти ничего не весят.

Едва ли не единственный недостаток часов из титана в том, что на них легко появляются небольшие поверхностные царапины. Помимо малого веса и низкой теплопроводности титан обладает и еще и высокой адгезией. Если сжать между собой два куска титана, то они могут "свариться" друг с другом. Поэтому часы с титановым корпусом и титановой задней крышкой необходимо иногда открывать, иначе крышка может запросто "прирасти" к корпусу.

Керамика

Ещё один пример «космических» технологий в часовой промышленности. Обшивка космических летательных аппаратов, которые подвергаются воздействию как очень высокой, так и очень низкой температуры при этом сохраняя свои свойства. Из этого материала, технология производства которого родилась в космических лабораториях, производят корпуса и браслеты часов, а также некоторые элементы браслетов. Керамика – материал прочный, не царапается, при бережной эксплуатации сохраняет первоначальный блеск, не вызывает аллергию, но, к сожалению хрупкий.

Пластик

Это, конечно, как правило, спортивные часы или Swatch. Пластик есть пластик, что тут еще сказать? Царапается, мнется, может содержать формальдегид (дешевые китайские часы), перетирается. Но, легкий и относительно прочный, можно сделать «литой» непроницаемый корпус – то, что надо для спортивных часов. Отлично сочетается с каучуком.

Драгоценные металлы и камни

Корпуса из драгоценных металлов и натуральных камней. Первые встречаются чаще, чем вторые и используются для ювелирных часов на тонкой грани Haute Horlogerie и Joaillerie.

Дерево

Как ни странно, этот материал тоже используют при производстве корпусов для наручных часов, но очень редко, так как сам материал не функционален и морально устарел.

Технологии производства часовых корпусов

При производстве часовых корпусов используют две основные технологии: горячую штамповку и литье.

Корпуса из латуни изготавливают методом горячей штамповки. Для этого латунную ленту нагревают до температуры, при которой она становится мягкой и пластичной. Затем специальным штампом вырубают заготовку корпуса. Как правило, используется не один, а несколько штампов, применяемых последовательно. Каждый из них по форме все более и более приближает заготовку к форме корпуса. Затем в заготовке сверлят отверстия, шлифуют поверхности, полируют и, наконец, получают корпус часов. Аналогичным способом изготавливают стальные корпуса. Чем тверже материал корпуса, тем дольше и дороже процесс его изготовления.

Корпуса из аллоя получают методом литья. Расплавленный металл заливают в специальную форму. Как правило, форма содержит ячейки не для одного, а для нескольких десятков заготовок корпусов. Получившаяся после отливки заготовка по форме является почти готовым корпусом и требует лишь небольшой доработки и полировки. Эта технология значительно дешевле традиционной: здесь не только нет отходов, но и значительно меньше количество и трудоемкость операций.

Качественные наручные часы – какими они должны быть? Конечно, очень важна точность механизма, ведь мы надеемся на показатели часов, с их помощью рассчитываем свое время. Но это не единственное, что отличает надежную модель от той, про которую можно сказать «зря выбросили деньги». Качество часов зависит от материала, из которого изготовлен корпус и стекла. Прочными и долговечными могут быть не только оригинальные швейцарские часы, но и их хорошие копии, продающиеся в интернет магазине Market-time.ru .

Какое бывает стекло на наручных часах?

  • Часовой механизм – вещь крайне хрупкая и восприимчивая, поэтому ему нужна надежная защита от пыли, влаги и других воздействий. Одним из главных «защитников» внутренней начинки и циферблата выступает стекло. Материал стекла часов может быть разным.
  • Пластик или органическое стекло. Его изготавливают из силиката. Такой материал хорошо поддается резке и принимает любую форму. Пластиковое стекло имеет низкую стоимость, поэтому и часы с таким покрытием не могут быть дорогими. Силикат часто применяют в создании спортивных моделей часов. Это прочный и устойчивый к ударам материал, но он имеет значительный недостаток – легко царапается и со временем может мутнеть.
  • Минеральное стекло – наиболее часто используемый. Он достаточно твердый, не восприимчив к царапинам и помутнениям, но не настолько прочный, как пластиковые материалы для часов . Распознать именно минеральное стекло можно по маркировке Crystal Glass. Оно применяется для моделей наручных часов среднего ценового сегмента.
  • Сапфировое стекло. Конечно, в итоге не получатся часы из природного материала, т.к. здесь речь идет не о натуральных сапфирах, а об искусственно выращенной породе. Ее обработка требует серьезных трудовых затрат, что сказывается на цене конечного изделия. К такому стеклу, которое имеет маркировку Sapphire Glass, нужно относиться бережно в плане механических ударов, но оно не подвержено помутнению или царапинам. В дорогих швейцарских моделях используют только лучшие материалы для изготовления часов. Таким является и сапфировое стекло. Его применяют также в качественных копиях, которые можно приобрести на сайте Маркет Тайм.
  • Комбинированное стекло – материал для спортивных наручных часов, где важна прочность и твердость. Его помечают, как Sapflex или Hardlex.

Из чего делают корпус наручных часов?

Самый простой материал корпуса часов – это обычный пластик. Конечно, в него могут вставить довольно хороший механизм, как, например, делает бренд Casio. Но в этом случае используется высококачественный пластик. Недорогие, но и не очень прочные наручные часы получаются из аллоя – сплава алюминия и цинка.

Довольно дорогие часы, себестоимостью от 100 долларов, изготавливают из стали или титана. Это самые востребованные сегодня материалы, отличающиеся высокой прочностью, твердостью и эстетичным внешним видом. Из них творят свои произведения искусства даже очень дорогие швейцарские бренды. Чтобы определить, из какого материала делают часы , посмотрите на маркировку. Надпись All stainless steel будет означать, что из стали сделан весь корпус.

Самые дорогие часы сделаны из драгоценных металлов – серебра, золота и платины. Такие модели стоят очень дорого, и служат уже не как устройства для узнавания времени, а в качестве статусного и элитного аксессуара.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Баня-Экстерт