История понятия «40 дней» как сакрального начинается в библейские времена. Упоминаемый период нередко встречается в Церковном Предании - он необходим, чтобы приуготовить себя к достойному принятию особого дара от Господа и получению Его благодатной помощи.
Так, беседе пророка Божия Моисея с Творцом на Синайской горе и получение от Него скрижалей Завета предшествовал 40-дневный пост.
Далее - 40 дней оплакивали израильтяне смерть Моисея; столько же шел пророк Илия к горе Хорив. Но более понятным становится то, что Сын Божий вознесся на небеса тоже в 40-й день по Своем Воскресении.
Возможно, это все вкупе и предрешило установление Церковью особого поминовения новопреставленных именно в 40-й день после их ухода.
Душа новопреставленного, представ на 9-й день перед Отцом Небесным и не получив еще окончательного решения относительно своей дальнейшей судьбы, отправляется на воздушные мытарства.
Что они собой представляют? На этом пути будут возникать всяческие преграды из , совершенных покойным при жизни, и представители темных сил будут стараться увлечь его к себе. Душа, сопровождаемая ангелом-хранителем, должна преодолеть их, доказав, что добрых дел у усопшего значительно больше и они перевешивают все «инкриминируемое» темными силами.
После этого нелегкого испытания душа снова предстанет перед Господом Богом, чтобы получить окончательный «приговор» о том, куда она будет определена - в рай или ад.
Понятно, что церковное поминовение в эту дату особенно актуально - как помощь и защита. Сам новопреставленный уже лишился возможности замолить совершенные им грехи, но это по силам тем, кто остался на земле. И молитвы их имеют для усопшего огромное значение: они испрашивают у Бога помилования его грешной души.
Молитвы помогут усопшему обрести покой. Сорок дней отсчитывается со дня смерти, т.е. он является первым днем отсчета (до полуночи). Если человек преставился ночью и это произошло после полуночи, датой смерти будет считаться уже день наступающий.
Можно ли поминать раньше/позже? В храме необходимо сделать это день в день. Что же касается поминок в смысле поминального обеда, то организовать его допустимо в любое удобное время - раньше ли, позже ли этой даты, ведь для новопреставленного главное - не накрытый, хоть и в его память, стол, а своевременная теплая молитва.
Бытуют мнения, что если сороковины выпадают на воскресенье или понедельник, то в эти дни поминать нельзя. Подобные установки безосновательны, тем более что в воскресный день в храмах служится Божественная Литургия, и это самый лучший способ поминовения. Что же касается понедельника, то если в ближайшей церкви литургии не служатся ежедневно, то в означенную дату можно специально заказать литию или панихиду.
Как поминать на 40 дней после смерти? Христиан поминают:
Как правило, сорокоуст о новопреставленном заказывают в день смерти, и с этого дня в церкви умершего поминают ежедневно. Хорошо по истечении срока заказать новый сорокоуст.
Есть еще такая молитва как Неусыпаемая Псалтирь. Такое моление заказывают в монастырях, монахини читают Псалтирь в течение суток, сменяя друг друга. Днем во многих храмах подобным же образом читают Псалтирь и прихожане, такое чтение также можно заказать с целью поминовения.
Очень душеполезны дела милостыни, помощи ближним.
Православной традицией предусматривается раздача вещей умершего не после, а до 40 дней. Отдать их надо тем, кто в этом нуждается, и попросить их молиться за отшедшего в мир иной. Подобное действие будет зачтено в его «актив» как доброе дело.
На сороковины принято посещать кладбище, принести цветы на могилу, затеплить свечу или лампадку, помолиться.
Можно пригласить священника на поминки. Служба в храме прошла. Поминальный обед считается как бы продолжением богослужения, потому и проходить должен на достойном уровне.
Поминки сорокового дня, как и девятого, называют «незваными». На них не приглашают, приходят люди, которые желают отдать последний долг усопшему.
Блюда для поминального стола тоже с давних времен традиционны. Кроме кутьи, это рыба во всех видах. На столе присутствуют также:
Поминальный стол включает что-нибудь из таких напитков:
Самоубийц поминать в церкви нельзя. Самый главный дар Бога - это жизнь. И если некто самовольно решил пренебречь им, то Церковь не имеет права поминать его как верующего, служить по нему молебны. За такого человека можно молиться частным образом (но с благословения духовника), полезно в память о нем подавать милостыню.
Однако случаются ситуации, когда счеты с жизнью сводит душевнобольной или человек, которого довели до края притеснениями да издевательствами (скажем, в армии или тюрьме). Тогда правящий архиерей по письменному прошению может благословить отпеть и поминать его.
Употребление алкоголя и наркотиков - тяжкий грех, по сути это то же самоубийство, растянутое во времени, и поминать умершего в подобном состоянии грешника недопустимо.
Что касается некрещеных, то Церковь не вправе поминать и их, ведь они не являлись ее членами: не были возрождены к новой, духовной жизни посредством Таинства Крещения, не соединялись с Господом нашим Иисусом Христом в Таинстве Причащения, потому и не могут унаследовать тех благ, что Он обещал любящим Его.
Облегчить участь душ ушедших некрещеными (как и мертворожденных младенцев) православные могу домашней молитвой - св. мученику Уару, получившему благодатный дар от Всевышнего быть предстателем за тех, кто не сподобился Святого Крещения:
«О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь».
Согласно православным воззрениям, третий, девятый и сороковой дни после смерти человека особенно значимы для его души. Однако именно последний в сравнении с другими «поминальными сроками» наиболее важен. В этот период, пройдя все воздушные мытарства, душа перестает быть новопреставленной.
Для нее в эту третью встречу с Богом уже определится по ее делам дальнейшее место пребывания - до самого Страшного суда. И день ожидания этого решения представляется датой более трагичной, чем даже физическая смерть. Потому поминальные молитвы за усопших, за определение их душ «в месте злачне, в месте прохладне, в месте покойне» являются христианским долгом всех верующих.
Дни поминок: 9, 40 дней и 1 год после смерти . Дни поминовения усопших и святых у православных . Родительская суббота. Поминки в пост. Поминки в день похорон .
Поминать ушедшего из жизни человека - это своеобразная миссия, нечто обязательное, но в то же время выполняемое без принуждения - в память о близком человеке, которого нет рядом, но который навсегда остается в сердцах помнящих о нем людей.
Поминать усопшего принято в день похорон , которые по христианской традиции приходятся на третий день после смерти, на девятый и сороковой дни , а также спустя год после утраты .
Поминальный день
после похорон очень важен. Собравшиеся проводить усопшего в последний путь возносят Богу молитвы об успокоении его души. В этот день принято накрывать большой поминальный стол
(о том, каким он должен быть, можно узнать на странице « ») и не спеша проводить трапезу, во время которой присутствующим дается возможность выразить свое горе и сказать несколько теплых слов об ушедшем человеке. Как оформить приглашение на поминки — читайте в статье . О том, как сформулировать свои мысли на поминках и какие подобрать слова, читайте на странице « ».
Поминки на девятый день лучше проводить в узком кругу
- с родными и близкими, - читая молитвы и воскрешая в памяти эпизоды жизни усопшего, характеризующие его с самых лучших сторон. В этот день можно посетить могилу покойного, освежить цветы и еще раз мысленно «поговорить» и попрощаться с дорогим человеком.
Поминки на 40 день (или сороковины ) не менее значимы, чем мероприятия, проводимые в день похорон. Согласно православным верованиям, в сороковины душа ушедшего человека предстает перед Богом и решается ее судьба, куда она последует - в рай или ад. В этот день родственникам и близким следует приготовить большой поминальный стол и пригласить всех, кто знал покойного и хотел бы его помянуть. В сороковины принято посещать могилу усопшего и читать молитвы за упокой его души.
Панихида об усопших
Через год после смерти
необязательно проводить поминки для большого количества людей, достаточно собраться за семейным столом
и почтить память ушедшего человека. Вместе с тем, в годовщину смерти следует посетить могилу покойного
и при необходимости навести там порядок. Спустя год после пережитого печального события на могиле можно посадить цветы, хвою, подкрасить ограду или, если памятник был временный, заменить его постоянным гранитным или мраморным монументом.
Поминки на 3, 9, 40 дни, а также 1 год спустя предполагают у православных христиан проведение церковных служб. Посещая храм, близкие и родственники покойного ставят свечи, читают молитвы и организуют панихиды. Но добавим, что об этом можно позаботиться не только в поминальные, но и в обычные дни . Так, зажечь свечку и помолиться в церкви можно, если вас что-то беспокоит и снова нахлынули чувства об ушедшем человеке. Воздать молитвы в храме можно в день рождения покойного, в день, на который выпали его именины, и в любое другое время , когда вам этого захочется. Совершать молитвы в дни поминок можно дома самим или пригласив священнослужителя.
Зачем надо молиться об усопших
И напоследок. Дни поминовения следует встречать и провожать в хорошем расположении духа, не держа ни на кого обиды, тем более на почившего человека. В поминки также принято раздавать милостыню нуждающимся и угощать поминальными блюдами всех, кто окружает вас в этот день, - соседей, коллег, друзей.
Когда из жизни уходят близкие и дорогие люди, то в душах их родственников поселяются горе и скорбь. Многие верят в то, что дух человека бессмертен, после потери физического тела он совершает неведомый путь к вечной жизни. Но не все знают, что происходит с душой на 40 день после похорон, как правильно вести себя в этот значимый для нее момент и какие слова следует произнести. Святое Писание говорит, что это время является концом небесного пути усопшего, а близкие люди должны помочь ему попасть в рай и обрести покой.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>
Показать всё
После длительного пути на 40 день душа умершего попадает на Божий суд. В роли ее адвоката выступает ангел-хранитель, который сопровождал человека при жизни. Он рассказывает о добрых делах, которые покойный успел совершить, и старается смягчить приговор.
На сороковины душе позволяют спуститься на землю, посетить родные и дорогие места, навсегда попрощаться с живыми. Родня усопшего ощущает его присутствие рядом с собой в этот день. Вернувшись на небеса, душа обязана принять вынесенное судом решение за свои дела, совершенные при жизни. Приговорить ее могут к вечному скитанию в темной бездне или жизни при вечном свете.
Если родные молятся в этот день, то для покойного это наилучшее доказательство их любви и заботы о нем. В монастырях и церквях, в которых проводятся ежедневные службы, заказывают сорокоуст – это каждодневное упоминание имени умершего на протяжении всех 40 дней. Слова молитв действуют на дух как глоток воды в жаркий день.
На 40-й день родные и близкие покойного отправляются в церковь. Все люди, пришедшие помолиться, должны быть крещенными, как и сам умерший. Помимо похода в храм, необходимо соблюдать порядок проведения поминок:
От количества произнесенных в этот день молитв и добрых слов о покойном зависит душевное состояние близких и его самого. Именно поэтому важно собрать на 40-й день за общим поминальным столом родных и друзей ушедшего родственника.
Предполагают, что душа умершего приходит в дом, где жила, и пребывает там на протяжении суток, после чего уходит навсегда. В православии принято считать, что если не проводить ее, то она будет мучиться и не сможет найти себе покоя. Поэтому важно этому дню уделить особое внимание и сделать все по правилам.
Сколько бы ни существовало противоречивых мнений о том, как отмечать этот день, все же есть определенные правила, которых стоит придерживаться:
Приготовление правильного обеда так же важно, как и посещение церкви и чтение молитв. За столом поминают добрыми совами ушедшего из жизни, помогая тем самым упокоиться его душе. Еда - не главная составляющая на поминках, поэтому стоит воздержаться от кулинарных изысков. Чтобы правильно накрыть поминальный стол, нужно знать несколько простых, но важных правил:
На 40-й день после смерти в доме покойного за поминальным столом собираются родные, друзья и знакомые. Они провожают душу усопшего и почитают его память добрыми словами, вспоминая все светлые и наиболее значимые моменты его мирской жизни.
Приглашать на поминки нужно не только близких людей, но и его коллег, учеников, наставников. Большого значения не играет, кто именно придет на обед, важно чтобы человек с уважением относился к покойному.
За столом принято вспоминать не только недавно ушедшего человека, но и всех родных, которые умерли. К покойному нужно обращаться так, словно он находится на обеде. Произносить речь необходимо только стоя. Христиане должны почтить память человека минутой молчания.
Перед поминками или сразу после них надо обратиться к Господу. Говорить можно своими словами или прочитать молитву святому Уару. Это будет прошением близких о том, чтобы Всевышний даровал душе покойного свободу от вечных мук.
Для того чтобы поминки прошли хорошо, можно назначить ведущего. В его качестве может выступить друг или самый близкий родственник. Важно, чтобы человек умел держать свои эмоции при себе и смог не допустить беспорядка за столом. Необходимо, чтобы все присутствующие сказали поминальную речь.
У ведущего должны быть подготовлены фразы, которые помогут разрядить обстановку, если чьи-то слова вызовут сильные эмоции у собравшихся. Также этими фразами можно восполнить паузу, которая может возникнуть по причине слез произносящего речь.
Также у ведущего есть другие обязанности:
За поминальным столом нельзя сообщать о болезных других родственников, обсуждать наследство, личную жизнь присутствующих. Поминки – это подарок для души усопшего, который помогает пройти испытания и обрести покой.
По православной вере на сороковой день после успения принято перебирать вещи ушедшего и относить в церковь. Также их можно раздать нуждающимся людям, которые живут рядом. Обязательно нужно попросить, чтобы принимающие милостыню молились о душе умершего, прося Господа подарить ему вечный свет.
Этот ритуал считают добрым делом, которое помогает умершему человеку и засчитывается в его пользу на суде. Родные могут оставить себе некоторые вещи, которые особенно дороги и памятны. Выносить имущество покойного на помойку нельзя.
Церковь советует подавать милостыню в виде угощения людям. Они помянут покойного добрым словом и помолятся о нем. Разрешено давать нищим и детям различную выпечку, сладости, фрукты.
Блуждать между мирами душа начинает в день смерти. Ее мытарства заканчиваются на сороковой день, когда выносится решение Божьего суда о ее дальнейшей судьбе. Это самый важный день, когда необходимо молиться и вспоминать положительные моменты из жизни покойного.
Поминают усопшего все 40 дней, поэтому и поминки по поводу сороковин можно собрать раньше срока. Если пригласить родственников в этот день нет возможности, то родные обязательно идут в церковь и заказывают поминальную молитву о покойном.
Сама по себе трапеза не играет никакой роли в дальнейшей судьбе души. Важно не обилие блюд на столе, а внимание, воспоминания любящих людей и молитвы. Запрещено переносить поминовение на кладбище или панихиду.
Великий пост – это главный и самый строгий из всех христианских постов. Поминать усопших родственников в его период разрешено только в особые дни. Это вторая, третья и четвертая . Если поминки выпали в обычный день Великого поста, то их следует перенести на следующую субботу или воскресенье.
Также разрешено поминать покойников в Благовещение, четверг и субботу на Страстной седмице. В это время можно подать записку «Об упокоении» и заказать литургию. Узнать о возможности проведения поминального обеда в конкретный день лучше всего в церкви.
Если 40-й день смерти выпадает на самые строгие недели Великого поста, то на обед разрешается звать только самых близких родственников. Не стоит забывать о молитвах за упокой и творить добрые дела ради упокоения души покойного, а еще давать милостыню как в обычные дни.
Собираться за поминальным столом семье ушедшего из жизни человека не запрещено. Но стоит помнить, что по правилам Великого поста есть рыбу можно только в Благовещение и Вербное Воскресенье. Сдабривать пищу растительными маслами можно только в выходные дни и в дни памяти святых.
Если в числе приглашенных есть люди, которые строго соблюдают правила Великого поста, то нужно приготовить для них специальные угощения. В задачу обеда входит укрепление сил людей для совершения молитвы.
По традиции на постном столе должны быть соленые огурцы, квашеная капуста, горох, картошка, различные каши на воде, изюм, орехи. Можно угостить присутствующих баранками, бубликами и другой постной выпечкой.
Существуют люди, по которым церковь не проводит панихиды и запрещает их поминать. Если человек решил пренебречь Божьим даром и покончить жизнь самоубийством, то собирать по нему поминки нельзя. За таких покойных можно молиться и подавать милостыню. Также не отпевают лиц, которые покинули этот мир, находясь в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
По умершим младенцам лучше всего не устраивать поминок. Стоит отправиться в церковь и помолиться о его душе. Принято считать, что так Господь старается уберечь новорожденного от тяжелой участи в будущем. Родителям покойного ребенка остается только принять его волю и неустанно молиться за своего малыша.
Еще в Древней Руси существовали обряды и традиции, которых старались придерживаться в течение 40 дней после смерти родственника. Некоторые из них дошли и до наших дней. Наиболее известные из них:
Также до наших времен дошло немало суеверий, которые соблюдаются до 40 дней после смерти человека. Так, в это время нельзя включать свет в квартире и наводить уборку в ней, можно жечь свечи или зажигать тусклый ночник. Ложиться спать на место покойного тоже нельзя. Все отражающие поверхности в доме умершего нужно закрыть плотной тканью, иначе душа может отразиться в них и увести с собой живого человека.
Накрывая поминальный стол, надо обязательно поставить прибор для покойного, положить в тарелку еду и налить в стакан питье. Вдова на протяжении этого времени обязана ходить в черном платке, иначе она может накликать на себя порчу. На подоконник следует класть полотенце и ставить воду, чтобы приходя в дом, душа усопшего могла умыться и привести себя в порядок.
Поминать ушедшего в мир иной человека разрешается тогда, когда у родных возникает потребность в этом. Проводя поминки на сороковины, нужно обязательно соблюдать правила и делать это без огрехов. Только молитвы, добрые слова и деяния, помогут душе обрести покой.
Деньги всегда были моей главной проблемой. Из-за этого у меня была куча комплексов. Я считала себя неудачницей, проблемы на работе и в личной жизни преследовали меня. Однако я решила, что мне все равно нужна личная помощь. Иной раз кажется, что дело в тебе самом, все неудачи лишь следствие плохой энергии, сглаза или еще какой-то дурной силы.
Но кто поможет в сложной жизненной ситуации, когда кажется что вся жизнь катится под откос и проходит мимо тебя. Сложно быть счастливой работая кассиром за 26 тысяч рублей, когда за аренду квартиры надо было отдавать 11. Каково было мое удивление, когда вся моя жизнь вдруг изменилась в одночасье в лучшую сторону. Я даже не могла представить, что можно зарабатывать столько денег, что какая-то безделушка на первый взгляд, могла так повлиять.
Все началось с того, что я заказала себе личный...
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ
П очему люди умирают?
- «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).
Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо различать смерть духовную и телесную. Смерть духовная - это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть - самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.
Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».
Что происходит с душой после смерти?
По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде подробно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправданы: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).
Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?
Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.
Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.
Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.
Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.
Какая душа не проходит мытарств после смерти?
Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).
Какое надо иметь понятие о рае?
Рай - это не столько место, сколько состояние души; как ад является страданием, происходящим от невозможности любить и непричастности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проистекающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «чертогами»; все описания рая - лишь попытки выразить человеческим языком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.
В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блаженство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «новым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое... Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой... И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию... Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его-Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его...И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая
Читая описания рая, встречающиеся в богословской литературе, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих обителях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, - говорит святитель Василий Великий, - потому что «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства - в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов.
Какое надо иметь понятие об аде?
Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непричастного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они сознают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение - есть раскаяние».
По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет преподобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, потому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу имеют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в мировой литературе - огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. - являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.
Для православного христианина мысль об аде и вечных мучениях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богослужении Страстной седмицы и Пасхи, - тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Церковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Христос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огорчился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.
Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша... и от ада вся свобождша» (от ада всех освободившего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.
Как выдержать горе при смерти близкого человека?
Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь молитвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть - начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был прегражден и человек стал смертным и тленным.
Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь... С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).
Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?
Обличающий за вину голос совести затихает и прекращается после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно помнить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, подавать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоугодно, чтобы Бог явил милость Свою о них.
Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благотворить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлетворение и радость.
Что делать, если снится умерший человек?
На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких - долг каждого православного христианина.
Сколько дней носят траур по усопшему?
Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.
Кто такой новопреставленный и приснопамятный?
Новопреставленным в церковной традиции именуется усопший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до полуночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда пророчески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).
Приснопамятным обычно именуется человек по истечении сорока дней по кончине. Присно-памятный - слово «присно» означает - всегда. А приснопамятный - всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщина со дня кончины усопшего(ей).
Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?
Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.
Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?
После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.
Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?
Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.
Как помочь усопшему?
Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.
Для чего совершается поминовение усопших?
Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь вечную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Церковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников - вплоть до их полного оправдания.
Можно ли кремировать усопших?
Кремация - это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать кремации, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел - это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью - верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому - покойным) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.
В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полагается совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.
Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.
Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?
Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней - до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай - заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.
Что такое канун?
Канун (или канунник) - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поставить свечи и положить продукты для поминовения усопших.
Зачем надо приносить в храм продукты?
Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью - помянуть усопших.
Какие продукты можно положить на канун?
Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.
Какое поминовение усопших является самым важным?
Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь молится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коленопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содержит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упокоил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.
Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминаемых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.
Что такое родительская суббота?
В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.
Когда бывают родительские субботы?
Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.
Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?
Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение любви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангельская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть - не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенностями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.
Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмовыми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших поминаются в алтаре.
Какие еще есть дни поминовений усопших?
Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».
Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.
Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?
Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.
В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.
Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?
Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших - родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.
Что делать при посещении кладбища?
Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.
Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?
Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду - лучше отдать ее нищему или голодному.
Что положено употреблять в пищу на «поминках»?
По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии. Кутия или коливо - это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем.
К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.
Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?
Кладбище - это особое место, где покоятся тела тех, кто перешел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгробный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, приняв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к воспоминаниям, чем к молитве.
С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение православных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памятники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохранилась от прошлых советских десятилетий.
Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?
Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.
Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.
Надо ли служить панихиду по младенцу?
Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.
Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?
Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.
Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.
Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребенному усопшему?
Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.
Если стало известно, что погребенный не был отпет по православному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отличие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.
Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.
Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокоении дома и в храме?
В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоятельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.
Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священнику за утешением в постигшем их горе.
Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.
Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?
Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.
Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?
Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.
Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?
Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литургии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Истинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.
Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви - не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.
Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мученику У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.
Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?
Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался - тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверждать, что он наследовал Царствие Небесное?
Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?
Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каждого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.
«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).
Можно ли в году смерти матери выходить замуж?
Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.
Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?
Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.
Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?
Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?
Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.
Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?
Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела милосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.
40 дней после смерти - как поминать усопшего, какие имеются традиции связанные с данным днем… Люди полагают, что этот поминальный день важен для человеческой души, в это время дух скончавшегося появляется перед Господом в третий раз и узнает, где он будет находиться до страшного суда.
В статье:
Гибель родственного человека - горе для близких и друзей. Если верить христианской религии, то 40 день считается одним из значимых среди поминальных (православная традиция). Однако не всем известно, как вести себя в такой день.
Важно осознавать, что живые способны помочь покойнику перейти безболезненно в иной мир, очиститься, обрести спокойствие и гармонию. Этого достигают .
Вы поможете усопшему близкому человеку выдержать Божий суд, если в этот день будете говорить про него добрые слова, вспоминать его лучшие деяния и молиться. Совершить это можно самостоятельно либо позвать на поминки священника.
В православии за трапезой собираются члены семьи, друзья, знакомые умершего. Бытует мнение, что чем больше народу на 40 день произнесет молитву, помянут усопшего, тем лучше будет душе.
Важная часть поминального обряда - . С собой обязательно несут цветы и свечки. Помните, берется парное число цветков, возлагаемых на могилу. Таким образом высказываете уважение усопшему.
Придя на кладбище, в обязательном порядке зажгите свечку и помолитесь об упокоении души. Постойте у могилы, вспомните все хорошие моменты, которые у вас ассоциируются с этим индивидуумом, запрещено громко разговаривать, бурно обсуждать. Необходима тихая атмосфера тишины и спокойствия.
Помянуть можно и в храме. Для этого заказывается литургия для спасения души. Важно: заказывать ее можно тем, кто был крещен в православной церкви. Члены семьи ставят свечи за усопшего. В тот момент, когда вы будете поджигать ее, обязательно помолитесь за упокой души и попросите, чтобы человеку отпустили все грехи: вольные и ненамеренные.
В православии запрещено проводить поминки раньше назначенной даты. Однако если провести корректно обряд на этот период невозможно, то на следующую после 40 дней субботу раздайте милостыню бедным.
Помните, поминки - не пиршество с изощренными яствами, устраиваемое для встречи знакомых. В такой день следует вспомнить усопшего, помолиться за него, сказать «спасибо» за всё добро, что человек сделал.
Приготовить необходимо простые блюда, прием алкоголя ограничить. Считается, что на столе должно быть больше постных блюд. В обязательном порядке приготовить кутью. Эта каша с медом, орехами и изюмом оказывается символом возрождения души. Зачастую делают блины, щи, различные каши.
Если поминальный день совпадает с постом, то свинина, говядина, баранина обязательно заменяются на рыбу.
Если вы желаете произнести речь об усопшем, то помните, изначально слово дается детям/братьям, сестрам/родителям, потом близким друзьям, знакомым - в последнюю очередь. Речь обязательно заканчивается обещанием помнить усопшего человека.
Верующие христиане считают, что дух умершего индивидуума до 40 дней преодолевает долгий путь. Со дня гибели и до 3 она находится рядом с семьей, близкими и дорогими людьми, перемещается куда угодно.
Религиозные люди уверены, с 3 до 40 период человеческий дух посещает Ад и Рай. На протяжении всего этого периода еще неизвестно, куда попадет душа. Духу предстоит пережить мытарства, истязания, которые оказываются воплощением греховных страстей, знакомы всем людям.
После чего бесы дают перечень человеческих проступков, ангелы предоставляют список хороших деяний. не представляется каноническим и не входит в основной вероучительный свод православия.
По учению христиан, после того как душа усопшего увидела Ад и Рай, она в третий раз появляется перед Всевышним. Как раз в такой момент должна решиться судьба. Там, куда душа направится, она будет пребывать до самого Страшного суда.
До этого момента она уже представила прелести Рая, осознала, действительно ли она достойна или недостойна там пребывать. Увидела все ужасы Ада и должна полностью раскаяться и молить Бога о снисходительности. Поэтому к 40 дню православные относятся как к решающему моменту.
Чтобы поддержать усопшего родственника, следует усердно молиться. Это поможет повлиять на вердикт Всевышнего относительно души. Если человека направят в Ад, это не свидетельствует о том, что для него всё потерянно. Окончательная судьба смертных будет решена во время Страшного суда, а усердная молитва поможет изменить вердикт Господа.
В такой ситуации, если душу отправляют в Рай, то усердной молитвой родственники будут благодарить Всевышнего за оказанную благодать. Число 40 символично в христианстве. Неудивительно, что поминовение скончавшегося происходит на 40 день.
Ровно столько дней оплакивали праотца Иакова и пророка Моисея. По прошествии 40-дневного поста на горе-Синай Моисей получил скрижали Завета от Всевышнего, за такой период пророк Илия достиг горы Хорив.
Поминки на 40 сутки важны в православии.
У мусульман
трапеза в память об усопшем проводится на 40 день после гибели. В этой религии значима формальная сторона ритуала. Мужчины и женщины, принимающие участие в обряде, поминают умершего человека не в одном помещении, а в разных. В некоторых случаях принимают участие в ритуале мужчины.
На стол ставят сначала сладкий чай, после чего плов. Многие верят, что разговаривать во время трапезы между собой людям не стоит, нужно усердно молиться. Плакать в исламе об умершем не принято. В этот день необходимо смирять горе. Если не можете сдержаться, сделать это нужно как можно тише.
Сами поминки проходят в быстром темпе, после них все идут на кладбище. В период с 3 до 40 дней можно организовывать благотворительные трапезы для обездоленных, нищих, раздавать им блюда.
В то же время самим родственникам запрещается много есть, делать роскошные кушанья для поминающих. Но каждый четверг до 40 дня вспоминайте усопшего, накрывайте стол, пейте чай с халвой, приготовленной по рецепту.
В иудаизме люди не превращают трапезу в застолье. В первую неделю запрещено накрывать большие столы. Как человека похоронят, все близкие скорбящие (кто хочет отдать дань уважения усопшему) принимаются за скромную трапезу.
В нее входят яйца, фасоль, чечевица, немного хлеба. Во время поминок не принято есть мясо, не употребляют алкоголь. Еще одна особенность состоит в том, что семья умершего человека не готовит широкую поминальную трапезу.
Через год после смерти уже устраиваются обширные и торжественные проводы умершего. На эту трапезу приглашаются родственники, друзья усопшего. На поминках можно накрывать большой стол, рассказывать добрые истории о жизни человека.
40 день после смерти действительно значимый и особенный для души умершего. В этот день душа испытает, какое место ей уготовано, и задача членов семьи и знакомых в этом мире - усердно молиться, чтобы усопший чувствовал поддержку близких в этот нелегкий час.
Вконтакте